Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Оглавление
Мебель
Статьи

Как строили кресло

В американском фольклоре есть анекдот про двух дизайнеров: "Один другого спрашивает:

- Ты чем сейчас занимаешься?
- Да вот, оформляю аэропорт в Китае, строю небоскреб в Берлине и гостиницу на Сейшельских островах. А ты?
- А я кресло проектирую.

Через два года снова встречаются:

- Ну, как твои дела?
- Аэропорт и небоскреб я сделал, сейчас в гостинице заканчивают мозаичные полы по моим рисункам. А что у тебя?
- Мое кресло почти готово".

В этой шутке есть доля правды: обычные вещи словно завораживают дизайнеров. Из простого им хочется сделать сложное, насытить предмет новыми функциями, придать необычный смысл и форму. Многие дизайнеры настолько увлекаются процессом, что вещь - табуретка, стол, кофейник и пр. - переполненная высокой эстетикой, "взлетает" в эмпиреи выставок, акуционов, изысканных салонов и полностью теряет практическое назначение. Самое сложное для оформителя - удержать предмет на грани эстетики и функциональности. Речь пойдет как раз о таком опыте в работе с обыкновенным, на первый взгляд, креслом.

Корпорация HALCON, изготовитель мебели для общественных и домашних интерьеров, решила расширить ассортимент своих товаров и запустить в производство офисные кресла. Но поскольку рынок элитных кресел для руководителей оказался заполнен, решено было сделать удобные, самые эргономичные и красивые кресла для клиентов крупных фирм. Иначе говоря, эта мебель изобреталась не для тех, кто работает, а для тех, кто приходит в фирму на короткое время, чтобы заплатить деньги - а значит, должен быть обласкан со всех сторон. Статус гостя в фирме должен быть выше чем у ее руководителя.

Руководство фирмы разработало несколько обязательных требований к дизайнерам, призванным создать суперкресла. У профессионала должен быть опыт работы в области оформления мебели, и лучше, если он знаком со стилем и материалами, из которых HALCON делает свои кабинеты. Дизайнеру необходимо было продемонстрировать перед комиссией свое видение офисного кресла, его внешних и внутренних свойств, а также показать знание истории мебельного дела (собственно, создания стульев и кресел) и, плюс к этому, проявить способности к абстрактному мышлению.

Фредерику Пуассону, начальнику конструкторского отдела HALCON, поручили выбрать специалиста, который занялся бы созданием желанного кресла. Пуассон рассмотрел резюме 16 кандидатов, после чего четырем из них было поручено сделать демонстрационные модели кресел.

Кен Рейнхард, Брайен Грэм, Вейн Браун и Иосиф Риччо приехали в HALKON из разных штатов Америки: из Калифорнии, Мэриленда и Техаса. Пуассон рассказал, что намеренно собрал дизайнеров из разных концов страны:

- Это может показаться странным, но в каждом регионе даже в пределах одной страны у дизайнеров вырабатывается особое видение одного и того же предмета. Может быть, это связано с традициями в высших школах, которые они оканчивали в родном штате, а может быть, так сильно влияние местных признанных художников, которых остальные стараются копировать. В любом случае мне хотелось, чтобы работы, представленные на конкурс, были не похожи друг на друга.

На подготовку эскизов и макета кресла дизайнерам дали 2 года.

Вейн Браун, опытный дизайнер, победитель многих специализированных выставок, рассказал о своем видении модели так:

- Кресло руководителя - предмет стабильный: оно стоит преимущественно в одном и том же кабинете, в него садится один и тот же человек. У руководителя есть время, возможность и желание подрегулировать сиденье, спинку и подлокотники так, чтобы сидеть было максимально удобно. Кресло же для гостя могут переносить в разные помещения, в него несколько раз на дню садятся разные люди, у которых нет времени подкручивать детали, чтобы устроиться получше. Я подсчитал, что на гостевых креслах сидят от 5-6 минут и больше. При этом первые минуты должны быть для гостя максимально комфортными. С одной стороны, необходимо, чтобы клиент расслабился, стал уступчивым, но, с другой стороны, надо, чтобы он оставался в рабочей форме и все-таки думал о сделках или совместных проектах с хозяевами. Учтя все эти факторы, я собираюсь сделать кресло слегка "на вырост", чтобы в нем легко могли устроиться и мужчина, и женщина, и полный и худощавый человек. Спинка будет сплошная, мягкая, чтобы клиент мог опереться на нее и спиной, и затылком, а само сиденье - более жестким, как на тренажере.

Иосиф Риччо, заканчивая свой вариант кресла для клиента, поделился своими трудностями:

- Я не хочу делать кресло ни стандартным, ни слишком большим: редко кто из клиентов носит размер XXL, а стройному человеку на широком сиденье будет неудобно. Моя цель - сделать механизмы саморегулирующимися. Гость садится в кресло, а оно само реагирует на его вес и размеры: подлокотники раздвигаются, спинка слегка откидывается. Моя модель будет светлой и оригинальной - я сделал не прямую, а чуть скошенную нижнюю ножку-опору. На всякий случай я подготовил два варианта кресла - с мягкой и жесткой обивкой.

Кен Рейнхард, старший из приглашенных дизайнеров, объяснил свою позицию так:

- Кресло для клиента, прежде всего, не должно быть слишком дорогим. Фирме, которая заботится о своем имидже, придется заказывать целую партию такой мебели. И если это окажется слишком дорого, заказчик с легкостью предпочтет более дешевые кресла, даже если у них не будет таких преимуществ, как у продукта HALCON. При всем желании сделать его как можно более эргономичным я стремлюсь к уменьшению его стоимости.

Брайен Грэм добавил:

- Для меня очень важно, какие люди сядут на мое изделие. Например, я знаю, что переговоры с партнерами сейчас часто ведут женщины. Таким образом, кресло, куда садиться гостья, должно как можно меньше мять одежду, высокая спинка не должна портить прическу, а край сиденья надо сделать таким покатым, чтобы он не давил на вены, если дама положит ногу на ногу. Обывателю может показаться, что, задумываясь о таких мелочах, мы теряем время. Но я не раз наблюдал, как меняется поза человека, его выражение лица и даже голос, когда он садится в кресло, "подходящее ему по фигуре".

Все макеты, сделанные дизайнерами, были представлены руководству HALCON. Это было столкновение высокого и гуманного замысла художника с грубой реальностью. Эргономичность каждой модели была оценена по высшей шкале, но дизайнеры забыли о других важных критериях. Например, кресла шириной более 24 дюймов были забракованы, поскольку по размерам не вписывались в стандартные конторы, а модный дизайн составил слишком сильный контраст со стандартной обстановкой офисов.

В результате предпочтение было отдано пятому дизайнеру, который предложил свою работу вне конкурса. Натан Библиовиц, член Ассоциации архитекторов в Нью-Йорке, сделал "кресло - невидимку". Оно сделано без особой заботы о позвоночнике, прическе и кровообращении сидящего. Но зато это кресло полностью лишено индивидуальности: его линии мягки, детали симметричны, цвет невозможно запомнить. Его легко передвинуть, спрятать под стол. Если поставить его ребром к окну, оно почти не загораживает свет. Такое кресло можно поставить в любой интерьер, перенести из приемной в кабинет начальника, не снизив пафоса директорских апартаментов. Вот так стандарт победил индивидуальность и эргономичность.

 

 

 

Елена Горелкина

По материалам журнала "CabinetMaker"


Предложения фирм
Выставки

На главную страницу    Содержание номера (май 2001 г.)

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора

Яндекс цитирования