Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Оглавление
Торговое оборудование
Статьи

На блюдечке с голубой каемочкой...

Конец рабочего дня. Дел в офисе - невпроворот. Но прежде, чем доберешься домой, нужно еще около часа потолкаться в транспорте, побегать по магазинам с тяжелыми сумками... Хорошо бы приезжать домой - а там лежит в холодильнике запас продуктов дня на два! А еще хорошо бы, чтобы шеф не посылал каждый день за кофе и печеньем для всего офиса...

Такие мысли наверняка возникали у многих женщин. И может быть поэтому они в последнее время стали воплощаться в реальность - возникли компании, занимающиеся доставкой в офисы и на дом самых разнообразных продуктов: от туалетной бумаги до консервированных овощей. Хотя за границей этот бизнес существует уже давно, у нас ему всего года два отроду. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы сориентироваться на рынке, утвердить свое имя, получить опыт работы. О том, как все это происходило, рассказывают руководители фирм, занимающихся доставкой.

Сергей ГАЧКОВ, директор фирмы "Офис-трейд"

- И я, и ребята, которые начинали это дело вместе со мной, работали раньше в различных офисах, где традиционно пили чай, кофе с печеньем - как сами сотрудники, так и гости. При этом либо секретаря, либо другого сотрудника постоянно посылали за продуктами, отрывая от работы. Это было очень неудобно, потому что требовало наличных денег, времени.

Вот мы и решили организовать такую фирму, которая доставляла бы в офисы все необходимые продукты - чай, кофе, сливки, минеральную воду, кондитерские изделия. Потом стали расширять ассортимент, прибавили хозяйственные товары, предметы сангигиены - диспенсеры для мыла, бумаги, салфеток. Теперь уже мы выходим на уровень профессиональной гигиены - это большие рулоны тряпок для производств, средства для мытья рук на заводах, фабриках, автозаправках. И конечно, не забываем о канцелярских товарах - мы работаем по каталогу "Cantoring", операторами которого планируем стать вскоре. Остальную продукцию закупаем только у официальных дистрибьютеров - как отечественных так и зарубежных.

Разовых заказчиков, конечно, бывает больше, чем постоянных, процентное отношение - 1:3. Но те, кто один раз обратился, потом заказывают снова. Наши клиенты - это фирмы такого уровня, как MOTOROLA, AIR FRANCE, SEAMENCE. У иностранных компаний другой менталитет, для них привычно, что им в офис привозят чай и печенье, которое они любят.

Мы рады любому клиенту, но все, кто занимается коммерцией, понимают, что такая услуга стоит недешево. Нам иногда говорят: "А на Сенном дешевле". Но ведь всем известно, что товар там не всегда подлинный. И если посчитать, сколько будет стоить время поездки на рынок, потраченный бензин - получится столько же, если не больше. И сотрудник, который поедет за продуктами, не успеет сделать свою непосредственную работу.

Мы стараемся решить проблемы фирмы, отвлекающие от основной работы. З а границей это очень ценится, у нас же только начинают осознавать. Каждый должен заниматься своим делом: вы - работать, а мы - доставлять вам продукты. Секретарю достаточно один раз дать заявку по телефону или через Интернет, и мы уже будем знать, какое они едят печенье, какой сорт кофе предпочитают и сколько раз в месяц в эту фирму нужно подвозить продукты. Иногда нам даже выделяют деньги на месяц вперед, а мы в определенные дни доставляем заказы.

Операторы на телефоне предлагают все, что есть в ассортименте, не отдавая предпочтение никакой марке. В ассортименте - около 20 разновидностей каждого вида товара. Есть несколько ходовых позиций, есть редкие. Если заказывают то, чего нет в прайс-листе, мы покупаем это специально для конкретного заказчика.

Правда, скоропортящиеся продукты - такие. Как сыр, колбаса - мы не возим. Это уже другая категория - продукты для кухни, которые либо закупает столовая фирмы, либо заказывают в службах доставки обедов. Наша же компания поставляет только то, что может понадобиться в офисе - на переговорах, кофе-брейках.

Работаем мы без склада, очень оперативно. Менеджер, работающий на телефоне, принимает заказ, сервис-менеджер занимается выпиской и подготовкой блока заказов. После чего машины едут за продуктами и привозят все на промежуточный склад, где формируются заказы. А потом их тут же развозят.

Цены у нас средние - дороже. Чем на Сенной, но дешевле, чем в супермаркете. Ведь нужно учитывать и стоимость доставки, и косвенный налог. Но, в то же время, взвинчивать цены нельзя. Наша услуга должна быть выгодна людям.

В перспективе мы планируем расширить ассортимент канцелярских товаров, а также предоставлять услуги кофе-сервиса. Мы будем устанавливать в офисах кофе-машины, а потом доставлять для них кофе. Кроме этого добавится много чистящих средств и уборочного инвентаря - совки, швабры, тряпки. И даже ловушки для тараканов. Для офисов, находящихся в центре города, они очень нужны. Сейчас мы готовим сайт, где все товары можно будет увидеть на картинках.

Иногда нам говорят: Через час у нас будет делегация, нужно то-то и то-то", Мы идем навстречу, даже в убыток себе, потому что надо. А обычно заказ выполняется в течение рабочего дня. Но чаще продукты заказывают на завтра или на послезавтра. Сейчас мы делаем ставку на улучшение работы с клиентом - быстрой обработки информации, оперативного отклика на эксклюзивный заказ. Клиент должен получить продукты тогда, когда он хочет. Остальное - наши проблемы.

Рудольф ЮРЧЕНКО, руководитель проекта службы доставки "Лагуна":

Сама по себе услуга доставки нужна людям все больше и больше. Это связано, прежде всего с тем, что занятость людей на работе достаточно высока, и шопинг как вид отдыха стал отходить. Но вместе с тем, все больше людей стали интересоваться здоровым образом жизни, насыщать свой рацион витаминами, переходя на овощные и фруктовые диеты. Но часто бывает, что люди отказываются от этого, только из-за того, что за один раз невозможно купить много, а часто ходить в магазин некогда.

Чтобы решить эту проблему в сентябре прошлого года и была создана наша служба. Она работает круглосуточно, заказы принимаются до 10 часов вечера. Операторы обладают богатыми знаниями о витаминном составе, рецептах, культуре употребления различных овощей и фруктов.

Эта информация есть и на сайте нашего Интернет-магазина, в который можно зайти и сделать заказ. Но пока для заказов люди чаще пользуются телефоном, потому что количество пользователей сети у нас небольшое, да и качество связи оставляет желать лучшего. Но мы надеемся, что таких заказов станет больше.

Мы имеем больше десятка машин, оснащенных портативными весами, кассовыми аппаратами и имеющих запас товара на случай, если клиенту понадобится больше. Оплата может быть и наличной, и безналичной, и по картам. Срок поставки, вне зависимости от места, не превышает трех часов, но если есть необходимость, мы беремся доставить товар и в более короткие сроки. Однако это зависит от времени суток, от района города. Днем, когда на дорогах пробки, доставить заказ в течение часа практически невозможно. Ночью это вполне реально. Но все-таки больше приветствуются заказы на следующий день или через день.

Частные лица, заказывают продукты себе домой, чаще, чем фирмы. Бывает, доставляем продукты и в гостиницы. Офисы для нас - перспективное направление, над которым мы работаем. Почти все клиенты у нас - постоянные, но ежемесячно происходит и прирост новых, которые только пробуют. Постепенно складывается база клиентов, причем это не только состоятельные люди, но и пенсионеры, которым тяжело ходить и носить сумки.

Мы постоянно проводим мониторинг цен в магазинах и выстраиваем ценовую политику так, чтобы их уровень был несколько ниже, чем в универсамах. Но, в то же время, выше, чем на лотке или на рынке. Я считаю, что такая торговля сама по себе абсурдна. Ведь для хранения овощей и фруктов нужны особые условия, для каждого вида - свои. У нас есть несколько точек по городу, где они хранятся в специальных условиях. Там есть холодильные камеры и специальные модули, поддерживающие нужную температуру.

Поставщики у нас самые разные, но основная часть продуктов - это прямой импорт, так как наши овощи и фрукты неконкурентоспособны по сравнению с иностранными. Например, даже свежего картофеля у нас на рынке сейчас нет. Мы же представляем ассортимент почти всего мира: бананы - из Эквадора, ананасы - с Берега Слоновой Кости, яблоки - из Голландии, Германии, Италии, Франции. Основные фрукты и овощи составляют около 30 наименований, плюс около 50 экзотических. Мы можем оформить набор таких фруктов в подарочной, красивой упаковке. Есть и консервированные овощи, и соки, но мы все же пропагандируем употребление свежих, только что выжатых соков - это намного полезнее и вкуснее. Ведь люди, например, даже не знают, что есть отдельные сорта - апельсинов для еды и для выжимки сока.

В дополнение к овощам и фруктам, по просьбе наших заказчиков мы доставляем иногда бакалею, бытовую химию. Всего - около 400 наименований товаров. Но расширять ассортимент до уровня универсама не планируем. Мы выбрали для себя направление с ним утвердились на рынке.

Сейчас, для удобства доставки, мы имеем мини-склады в разных районах. Ведь самое главное в организации службы доставки не уровень цен и не количество заказов, а логистика. Движение товаров, движение транспорта - все должно быть сбалансировано, рассчитано. У нас контролируется местоположение каждой машины и в зависимости от оперативной обстановки меняются их маршруты. Как в службе такси. Но здесь все гораздо сложнее: отгрузка, поставка, расчет с клиентом.

Об успешности или убыточности работы нашего проекта говорить пока рано. Процесс возвращения начального капитала, который был вложен, занимает достаточно длительное время. Трудности, с которыми мы сталкиваемся - это, прежде всего, менталитет. Российский покупатель еще не осознал, что позвонить и заказать - это выгоднее, чем самому таскать сумки.

Универсамы

Но пропагандой этой простой истины занимаются не только специальные фирмы, но и те самые универсамы, куда ходят покупатели с сумками. Некоторые из них в последнее время тоже открыли собственные службы доставки - через Интернет. В Петербурге это "Континент", Davis, "Охта"... Для них доставка - не основное направление деятельности, а дополнительная услуга.

Но при этом у универсамов есть несколько выгодных преимуществ по сравнению со специальными службами. Во-первых, крупный торговый центр пользуется популярностью и имеет постоянных покупателей. И если кто-то из них захочет заказать продукты на дом, он обратится в уже известный магазин с проверенным качеством продуктов. Во-вторых, продукты для клиента берут прямо из торгового зала, что увеличивает скорость доставки. Ассортимент здесь, конечно же, намного шире, чем может себе позволить фирма - около 10 тысяч наименований. В-третьих, основной доход магазин получает все-таки от прямой торговли, так что, расходы на доставку на него существенно не влияют. Равно как и на цены.

Существует лишь одно условие - минимальная стоимость заказа. Если покупатель заказывает продукты на сумму меньше 250-300 рублей, он должен оплатить доставку - еще 50 рублей. Это ограждает магазин от случайных экспериментаторов, которые из любопытства заказывают на дом одну порцию мороженого.

Таким образом, можно сделать вывод, что служба доставки - дело весьма выгодное и нужное. Необходимо только правильно подойти к ней: найти свою специфику, выстроить схему работы. А главное - убедить людей в том, что каждый должен заниматься своим делом, не тратя времени на пустяки.

Марина Карусева


На главную страницу    Содержание номера (июнь 2001 г.)

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования