Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Оглавление
ККМ. Весы. Автоматизация
Статьи

В море проблем с ККМ

С 23 по 25 мая 20001 г. в нашем городе прошла практическая конференция "Современные задачи центров технического обслуживания по применению контрольно-кассовых машин и внедрению передовых современных технологий". Она была организована Центром подготовки персонала Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Такая конференция проводится уже не в первый раз: она призвана помочь работникам ЦТО разобраться в многочисленных вопросах, которые их сегодня волнуют и познакомить с новыми разработками в области кассовой техники. На форум съехались сотрудники центров технического обслуживания со всех регионов России. А выступали перед ними представители налоговых органов, Государственной межведомственной комиссии по ККМ, Российской ассоциации ЦТО ККМ и других организаций.

Кассовые аппараты применяются у нас уже несколько десятилетий, но лишь с 1993 года началось стремительное развитие этого направления. По всей России создается разветвленная сеть центров технического обслуживания. С того же 93-го началась регистрация ЦТО в налоговых органах, а вскоре был разработан Классификатор ККМ, разграничивающий сферы их применения. В 1995 году создается Лаборатория эталонных образцов контрольно-кассовых машин.

"Болезни" роста

Сегодня в нашей стране работают примерно 970 тысяч предприятий, которые применяют почти 2 млн ККМ. За последние несколько лет контрольно-кассовая изменилась: увеличился спектр ее возможностей, стал более совершенным дизайн.

Однако рост числа ККМ повлек за собой не только положительные последствия: участились случаи "скручивания" контрольно-кассовых машин с целью сокрытия реального дохода. По оценкам МНС, только в Москве около 1/3 организаций "корректируют" данные ККМ. В Петербурге по фактам вмешательств в контрольно-кассовые машины в прошлом году было возбуждено несколько уголовных дел. А сумма штрафов за работу на неисправных ККМ составила около 32 млн рублей.

В связи с этим и стала необходимой паспортизация ККМ. (О ней мы подробно рассказывали в прошлом номере нашего журнала.)

"Выступление" кассовой техники

Среди различных видов нового оборудования можно было познакомиться с устройством для считывания фискальной памяти и идентификации программного обеспечения "Меркурий СТ-01", изготовленным ООО "Инкотекс". Оно предназначено для контроля целостности программного обеспечения контрольно-кассовых машин, для считывания фискальной памяти и перепрограммирования памяти микроконтроллеров. Устройство выпускается в двух вариантах: для налоговой службы и для специалистов ЦТО. Оно может работать автономно или в связке с компьютером.

Интересна и разработка петербургской фирмой "Теллур-М" - контроллер идентификации данных - КИД-02. Новый прибор предназначен для оперативной идентификации версии программного обеспечения ККМ. Устройство располагает базой данных, в которой содержатся сведения о различных версиях ККМ. При совпадении полученной сигнатуры с той, что хранится в базе данных, на индикатор прибора выводится полное название контрольно-кассовой машины, название версии и значение контрольной суммы ПЗУ.

А новая автоматизированная компьютерно-кассовая система, разработанная фирмой "Ист Консепт", может применяться в торговле, сфере услуг - в том числе отелях и ресторанах. Она строится на базе IBM-совместимых компьютеров и фискальных регистраторов любого типа со стандартым интерфейсом RS 232, может работать как локально, так и в сети.

К работе с ККМ надо готовиться

На питерском форуме не обошли вниманием и вопросы подготовки специалистов для работы с контрольно-кассовыми машинами: кассиров и механиков.

Современная ККМ не только печатает чеки - это сложный электронный аппарат, который выдает информацию для анализа реализации товаров и услуг. Большинство кассовых аппаратов относятся к классу сетевых - способных формировать локальные и глобальные компьютерные сети. К ним могут быть подключены сканеры считывания штриховых кодов, электронные весы, считыватели магнитных карт.... Вот почему сейчас очень важно в полной мере использовать все возможности современной ККМ.

Работая на такой технике, кассир должен уметь не только нажимать 3-4 кнопки. Незнание всех функций новых машин часто приводит к их необоснованным простоям и постоянным вызовам механиков ЦТО по причинам, которые могли быть устранены самостоятельно.

По словам Леонида Трифонова, заведующего лабораторией ККМ Центра подготовки персонала, кассиры часто не знают "Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" и часто нарушают их.

Подготовка кассиров включает и умение правильно и своевременно оформлять все финансовые документы по кассе - отчеты, акты, книгу кассира-операциониста; и знание устройства и правил эксплуатации ККМ, признаков неисправности контрольно-кассовой машины; а также, что очень актуально, - умение устранять хотя бы некоторые из них.

Кстати, в перечень профессий, получение которых экстерном не допускается, наряду с другими специальностями, включена и профессия кассира. Следовательно, для получения права работать на ККМ необходимо пройти обучение в специализированном учебном центре, имеющем соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Не менее важна и организация подготовки механиков ЦТО ККМ. Сегодня кассовый механик должен знать правила эксплуатации не только кассовых аппаратов, но и систем ККМ на основе локальных и глобальных сетей передачи данных.

Подготовка таких специалистов сопряжена со знанием программных продуктов, которые входят в системы ККМ. При этом механик должен знать программы-драйверы периферийных устройств, программное обеспечение верхнего уровня (электронный магазин, систему отпуска нефтепродуктов, АРМ диспетчера таксопарка и т. д.), особенности систем управления базами данных и приемы их ведения. ЦТО, которое располагает механиками такого уровня, будет конкурентоспособным в своем регионе. А кроме того, центр техобслуживания в этом случае сможет определять техническую политику обслуживаемых предприятий, предлагая системный подход к проблеме автоматизации учета товародвижения.

Ирина Вересова


На главную страницу    Содержание номера (июнь 2001 г.)

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования