Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Оглавление
Кофе. Кофейное оборудование
Статьи

Пути российской торговли

Руководители торговых предприятий со всех регионов России собрались в конце мая в Москве, чтобы обсудить современное состояние и пути развития отечественной торговли. Всероссийский торговый форум проходил в рамках выставки "Евроэкспомагазин" уже в третий раз.

Розничная торговля растёт

В первую очередь участники форума познакомились с результатами мониторинга состояния потребительского рынка в 2000 году. Была отмечена такая тенденция, как устойчивый прирост оборота розничной торговли. В целом за истекший год он составил 2251,4 млрд рублей и увеличился в товарной массе к 1999 году на 8,9%. Специалисты объясняют более динамичную продажу непродовольственных товаров увеличением реальных располагаемых доходов населения: их удельный вес за этот период вырос с 51 до 53,5%.

С продовольственными товарами ситуация сходная. Правда, по сравнению с предыдущим годом, россияне уменьшили в своём рационе долю мяса, птицы, цельномолочной продукции, сахара и хлеба, зато стали больше потреблять растительного масла, крупы, овощей и фруктов, чая. Примечательно, что пятая часть продовольственных товаров реализуется на рынках.

Позитивные сдвиги в развитии российской промышленности дали определённый толчок формированию рынка отечественных товаров и повышению уровня обеспеченности ими торговли. Так, наши предприятия стали производить на 20% больше маргариновой продукции, на 15,2% - сыров, на 12,2% - колбасных изделий, на 8,7% - кондитерских. Из категории непродовольственных товаров первой необходимости возросло производство мыла и синтетических моющих средств, а также папирос, сигарет и спичек.

По мнению участников форума, Правительство должно более активно оказывать поддержку предприятиям, занимающимся продвижением отечественной продукции. Такую программу, например, реализует правительство Москвы. Вручение знаков общественного признания Союзом потребителей России играет не последнюю роль в узнаваемости российской продукции. Ну а самая важная мера - пресекание проникновения на отечественный рынок теневого импорта.

Характерной особенностью потребительского рынка 2000 г. является изменение структуры каналов сбыта. Впервые за последние 4 года наметилась тенденция увеличения доли покупок в розничных торговых организациях. Участники форума полагают, что это свидетельствует, с одной стороны, о насыщении магазинов качественными товарами с широким диапазоном цен, а с другой - растущим недовольством населения уровнем товаров и условиями продажи их на рынках.

Закон о внутренней торговле

Одной из основных тем форума стала правовая база регулирования внутренней торговли. По мнению специалистов, при всей своей обширности эта база не обеспечивает равноценное правовое регулирование разных видов торговой деятельности. Так, например, отсутствует правовая проработка вопроса разграничения предметов ведения между федеральным центром и региональной властью. В условиях такого правового вакуума регионы, уже принявшие местные законы о регулировании торговли, демонстрируют самые различные подходы к решению этой проблемы.

Принципиальным вопросом в этой сфере был назван вопрос правовой регламентации контрольно-надзорной деятельности. Изменить ситуацию в позитивном плане можно только на основе создания чёткого правового механизма, закрепляющего конкретные этапы товародвижения за соответствующими контрольно-надзорными органами. Впервые в отечественной правовой практике был поставлен вопрос о защите интересов предпринимателей в торговле (в первую очередь в государственных органах). Итогом подобных дискуссий стало включение в Обращение к Правительству Российской Федерации предложения завершить в 2001 году работу по рассмотрению в Государственной Думе РФ проекта Закона "О государственном регулировании торговой деятельности".

Россия и ВТО

Довольно болезненным оказался вопрос вступления России в ВТО. Участники форума высказывали мнения, что наибольшая опасность сегодня таится в спешке и недостаточной скорректированности переговорных позиций нашей страны. Например, государства-члены ВТО ставят перед Россией требование присоединиться к некоторым так называемым "секторальным" инициативам, которые предусматривают установление "нулевых" импортных ставок либо их значительное сокращение по ряду товарных групп. По мнению Торговой палаты Правительства Российской Федерации, при нынешней экономической ситуации это может привести к резкому притоку импортной продукции на российский рынок и негативно отразиться на ряде отраслей отечественной промышленности, пока не готовых к подобной конкуренции. В связи со снижением ввозных таможенных пошлин могут уменьшиться поступления в государственный бюджет, что вынудит компенсировать эти потери повышением ставок акцизов, НДС и других налогов.

Настороженное отношение предпринимателей ко вступлению России в ВТО также связано с осознанием того факта, что даже если Россия получит рыночный статус, несырьевой экспорт наших товаров всё равно рискует подвергаться антидемпинговым мерам. Возможности увеличения экспорта оборудования и другой продукции обрабатывающих отраслей промышленности из-за низкой конкурентоспособности в среднесрочной перспективе также невелики. По мнению специалистов ТПП РФ, в этой ситуации должны быть приняты защитные меры, препятствующие полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.

Вступление в ВТО, говорилось на форуме, требует оздоровления общего климата во внешнеэкономических связях страны, их большей прозрачности. Для этого, считают эксперты, необходимо создание механизма эффективного контроля и участия государства в ценообразовании естественных монополий, повышение эффективности контроля за экспортом энергоносителей и металлов и создание механизма противодействия занижению экспортных цен российскими экспортёрами.

Больше магазинов - хороших и разных

На примере столицы участники форума отмечали, что отечественные и зарубежные инвестиции в торговлю сегодня уже сравнялись. При этом отмечалось быстрое развитие таких отечественных сетей, как "Перекрёсток", "Лондон Бридж", "Копейка". На фоне многочисленных и разнообразных магазинов для покупателя среднего уровня и выше отмечалась нехватка торговых предприятий для малообеспеченных.

В обращении к органам исполнительной власти субъектов РФ участники форума в качестве приоритетного направления выделили открытие таких современных типов магазинов, как дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты, объединённые в торговые сети с единым распределительным центром. В качестве удачного примера создания подобного закупочного центра приводился "Петербургторг". Если отечественные предприятия промедлят с созданием подобных центров, эту нишу займут оптовые организации, принадлежащие зарубежным сетям, когда последние доберутся до нашего рынка. Для создания конкуренции мелкооптовым рынкам рекомендовано открывать магазины-склады, работающие по технологиям cash&carry. Кроме того, была отмечена перспективность создания и развития фирменных торговых сетей от товаропроизводителей.

Все проблемы и предложения, озвученные на форуме, были включены в Обращение к Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов и торговому сообществу. Насколько успешно их удалось реализовать, участники форума узнают при следующей встрече.

Юлия Яковлева


На главную страницу    Содержание номера (июнь 2001 г.)

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования