Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Оглавление
Оборудование для уличной торговли
Статьи

Питерская система fast food - в поисках новых идей

Лето - период расцвета fast food. Город заполняют туристы, да и сами горожане в выходные не засиживаются дома, а спешат на набережные, в парки или отправляются на отдых за город. А так как любая прогулка на свежем воздухе будит зверский аппетит, "скорая помощь" в лице продавцов пышек, блинов, "хот-догов", а ещё лучше - шашлычков или куры-гриль весьма своевременна. Чтобы составить более менее полную картину того, как складывался их бизнес этим летом, мы обратились к руководителю отдела пищевого оборудования петербургского представительства компании "Деловая Русь" Игорю ЗОРИНУ.

- Игорь Борисович, какое оборудование пользовалось в этом сезоне наибольшим спросом?

- Несколько неожиданным для нас было то, что многие предприниматели приобретали гриль-барбекю. Это газовый гриль на лавовом камне, который, нагреваясь, создаёт эффект горящих древесных углей. Сверху располагается решётка, на которой жарятся продукты. Гриль-барбекю можно определить как окультуренный аналог мангала. Думаю, возросший интерес к этому виду оборудования обусловлен ужесточившимися требованиями СЭС к безопасности. Технику, работающую на открытом огне, вроде мангала, разместить в центре города сегодня практически невозможно.

- Получается, что в связи с новыми требованиями предпринимателю придётся вкладывать в оборудование несколько большие средства?

- Да. Но я думаю, что для нас, как для покупателей быстрой еды, это очень выгодно. Потратив значительную сумму на технику, её производитель будет заботиться и о высоком качестве своей продукции. Конкуренция на рынке fast food принимает форму борьбы за качество, которое станет залогом завоевания постоянного покупателя. Он уже будет знать, что у ЧП "Иванов", например, - очень вкусные пирожки, а у ЧП "Сидоров" - лучшие в районе шашлыки. Ведь почему в своё время потерпели крах торговцы "хот-догами": для своего продукта они закупали дешёвые куриные сосиски, в составе которых был мизерный процент мяса. В итоге почувствовать вкус этого продукта было практически невозможно.

- Какое ещё оборудование было в лидерах продаж этим летом?

- Многие клиенты интересовались уличными тележками для продажи выпечки. Кстати, благодаря усилиям СЭС в городе уменьшилось количество самопальных тележек. Продаваемая из железных баков продукция была отнюдь не безопасной для здоровья покупателей. Кроме того, в этом году вырос спрос на грили. Вероятно, причиной тому - увеличившаяся платёжеспособность населения.

- Игорь Борисович, а мода на шаверму в этом году сохранилась?

- В Петербурге спрос на аппараты для приготовления этого блюда остался примерно на прежнем уровне, зато большее их количество уходит в регионы. Наверное, глубинка, долгое время не принимавшая это восточное блюдо, наконец-то распробовала шаверму. Кстати, в последний год на периферии вообще заметно активизировалась уличная торговля.

- Практически в любой городской или пригородной зоне отдыха этим летом можно было полакомиться поп-корном...

- Да, поп-корн - вечная тема. Некоторое время назад мы было подумали, что этот вид бизнеса находится "на последнем издыхании". Но причиной его непопулярности было вовсе не то, что народ наелся воздушной кукурузой. Просто наши предприниматели пренебрегали технологией приготовления качественного поп-корна, принятой во всём мире. Например, вместо специальной импортной соли приобреталась дешёвая отечественная. Она быстро портила оборудование: приходилось тратить большие деньги на замену котла, и владелец бизнеса в скором времени вообще терял к нему интерес. "Новое дыхание" производству поп-корна дал кинотеатр "Кристалл-палас", открывшийся в 1997 году. В его кафе по всем правилам готовили качественную и вкусную воздушную кукурузу. Люди, распробовав, начали специально забегать в кинотеатр - полакомиться этим видом fast food. Удачный опыт коллег по бизнесу привёл других предпринимателей к пониманию того, что делать плохой продукт не имеет смысла. С тех пор бизнес ожил, и каждое лето появляются новые и новые точки по продаже поп-корна. К слову, их владельцам удаётся неплохо заработать.

- А как быстро окупается оборудование для уличной торговли?

- Это зависит от места расположения точки, проходимости. Например, в моей практике был случай, когда клиент окупил за 3... дня аппарат для продажи поп-корна! Был и совершенно противоположный пример: один энтузиаст вознамерился приучить деревенских жителей к пышкам и приобрёл аппарат для их изготовления. Речь шла о населённом пункте, расположенном в 70 км от ближайшей магистрали. Думаю, его жители ничего, кроме самогона, и не употребляли. Конечно, через месяц предприниматель приехал и слёзно просил забрать оборудование обратно. Но, если не иметь в виду случаи курьёзные, в Петербурге, при среднем уровне спроса, вложенные в оборудование торговой точки деньги окупаются примерно за 3-4 месяца.

- Как вы считаете, Игорь Борисович: много ли осталось предпринимателей, во владении у которых - только одна торговая точка?

- Да, если говорить об уличных прилавках для горячей выпечки, большинство из наших клиентов имеет по 3-8 точек. Предприятия, имеющие пекарни, держат по 20-40 пунктов уличной торговли.

- Вы имете в виду мини-пекарни?

- Не только. В последнее время тележки активно покупают и крупные хлебозаводы. Одна торговая точка на улице приносит доход, сравнимый с выручкой небольшого хлебного отдела в магазине. Помимо того, что это быстрые деньги, производитель имеет возможность напрямую общаться с конечным потребителем своей продукции и, проанализировав полученную информацию, корректировать ассортимент изделий и технологию их производства. Кстати, новый игрок на поле fast food - предприятия общественного питания, имеющие поваров и производственную базу. Они начали проявлять активный интерес к работе в формате fast food. Единственный сложный момент - выбрать из своего ассортимента такие блюда, которые в условиях уличной торговли не потеряют в качестве.

- Игорь Борисович, а почему в нашем городе не развивается формат автокафе, столь популярный в столице?

- Я думаю, если сравнивать с Москвой, наша уличная торговля находится на том этапе развития, когда только-только начинает получать распространение эта форма fast food. Не могу пока раскрыть все карты, но всё-таки обнадёжу вас: совсем скоро в Петербурге должна появиться сеть уличных автокафе. Причём предложит она совершенно новый для нашего рынка продукт. Сейчас предприниматели, работающие в питерской уличной торговле, чувствуют, что, предлагая некий ограниченный ассортимент уличных блюд, они упёрлись в "потолок". Рынок требует свежих идей. Так что, в ближайшее время наибольшего успеха в этом бизнесе добьются те, кто сможет предложить что-то новое.

Беседовала Юлия Яковлева


На главную страницу      Содержание номера (сентябрь 2001 г.)

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования