Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Содержание
Торговое оборудование
Статьи

Гипермаркет: новое слово станет привычным
Точнее говоря, оно уже стало таким на Западе: это слово часто звучит на различных форумах и конференциях, посвященных розничной торговле. Но в жизни петербургского обывателя понятие “гипермаркет” появилось только весной 2002 года - после открытия магазина “О’Кей”.
Люксембургский инвестор DORINDA HOLDING вложил в его строительство и оборудование 8 миллионов долларов. Заказчиком выступило ОАО “Лиат-Дикси”. Подрядные работы взяла на себя российская компания “УИМП”.
Это первое предприятие такого масштаба в нашем городе. Его площадь составляет более 10 тысяч м2,
из которых половина отдана непосредственно под торговлю. Сейчас на них продается более 15 тысяч наименований товаров. Рядом с гипермаркетом оборудована удобная парковка на 500 автомобилей. В среднем, в магазине бывает 10 тысяч покупателей в день. “О’Кей” задумывался как торговая сеть: всего в Петербурге появится 5 таких магазинов. Первый - о котором и идет речь - находится у станции метро “Озерки”; второй строится на углу улицы Маршала Казакова и проспекта Маршала Жукова, а третий запланирован на улице Типанова. Перспективы относительно оставшихся двух гипермаркетов пока подробно не освещаются.
Идеология “гиганта”
Наталья ДЕНИСОВА, руководитель маркетинговой службы “О’Кей”, отвечает за связь предприятия с “внешним миром”: она занимается его рекламой, проводит различные акции для покупателей, изучает спрос. Идеологию предприятия она описывает так:
- Это магазин, где продается все необходимое человеку в быту. Самые передовые западные технологии мы адаптировали к российским условиям. В “О’Кей” ставка делается на очень надежную и современную технику, которая сможет выдержать огромный покупательский поток и не требует постоянного ремонта. Благодаря этому оборудованию нет потребности в огромном штате сотрудников. Скажем, в овощном отделе - полное самообслуживание: покупатели сами взвешивают товар и наклеивают этикетку с указанием его веса и стоимости на пакет. Одни специальные весы с термопечатью позволяют обойтись, как минимум, без троих сотрудников.
Вообще, торговые предприятия такого формата, как наш, предлагают огромный спектр товаров: от домашних тапочек до автомобилей. Какой-то узкой специализации нет. У нас, по европейским меркам, сравнительно небольшой гипермаркет, и первое место в ассортименте занимают, конечно, продукты питания. Кроме того, сюда входят одежда, бытовая химия, парфюмерия, товары для мелкого ремонта квартиры, посуда, канцелярские товары, игрушки и многое другое.
Очень внимательно мы относимся к сезонным потребностям людей. Например, сейчас в зале развернута экспозиция с товарами для дачи, для проведения пикников.
У нас есть специальный ассортиментный совет, который подробно изучает каждую товарную позицию: оценивает ее вкус (если это продукт) и внешний вид, прежде чем решить, достойна ли эта вещь быть представленной на полках в “О’Кей”.
При этом ценовая политика такова, что в гипермаркете никто не чувствует себя в чем-то ущемленным. Продукты стоят столько же, сколько и в среднем по городу, так что, их может себе позволить и пенсионер. В то же время, для людей состоятельных предусмотрено много товаров и услуг. А некоторые наши предложения нацелены на то, чтобы поменять установку покупателя: “Я не могу себе этого позволить”. В частности, это касается кулинарии. Стоимость всевозможных блюд такова, что женщины все чаще предпочитают наши салаты и горячее утомительному стоянию у плиты.
Зачем в “О’Кей” кухня?
В России это не редкость: в квартире есть нарядная гостиная с удобными креслами, а домочадцы все равно вечерами толкутся на кухне, поскольку это самое теплое и приятное место в доме, не говоря уже о вкусных запахах. Такое же явление можно наблюдать и в “О’Кей”: у витрин с полуфабрикатами и кулинарными изделиями всегда много народу.
Елена КУШЛЕЙКЕНЕ, заведующая производством гипермаркета, лично продумывала состав оборудования и рецепты всех блюд. Она рассказывает:
- У нас есть три цеха: горячий, холодный и доготовочный. К производству можно отнести и отдел, где выпекается пицца по нашим оригинальным рецептам. В цехах готовят мясные полуфабрикаты, горячие блюда и салаты, которых у нас, на сегодняшний день, 45 видов.
Примерно год я разрабатывала их рецепты, так что, теперь в потенциале “О’Кей” -
90 рецептов салатов, которые постепенно вводятся в ассортимент, сменяя друг друга. Конечно, наибольшим спросом пользуются традиционные - селедка “под шубой”, свекольный с орехами... Но, попробовав для начала что-то привычное, затем люди решаются и на экзотику. Покупателям понравился, например, салат из цветной капусты с рыбой, из белокочанной капусты с сельдереем. В лидеры продаж выбились “Петроградский” (с курицей и грибами) и “Нежный” (с сыром и ветчиной).
Я очень требовательно отношусь к продуктам, из которых приготовляются блюда. Например, мне пришлось перепробовать все майонезы, доступные в Петербурге, чтобы выбрать подходящий для заправки наших салатов. Люди видят, что у нас - все свежее, сделано как для себя. В результате в “час пик” один поддон с салатом уходит, в среднем, за полчаса.
Не меньший интерес вызывают у посетителей и горячие блюда. По традиции, “Кулинарии” в нашей стране предлагали и готовое мясо, и рыбу в холодном виде. Дома требовалось все это разогревать, и большого ажиотажа у хозяек такие кушанья не вызывали. Мы пошли другим путем: в линию холодильных витрин (весь “холод” у нас - от финского производителя NORPE) встроили одну с подогревом. Запеченный с сыром и сливками картофель, всевозможные котлеты, отбивные, свиные рульки, жареные куриные окорочка - все это, да еще в горячем виде, пользуется огромным спросом. Мы упаковываем все в термопакеты, чтобы еда не остыла по дороге домой.
Кроме порционных изделий, предлагаем большие запеченные куски мяса - это совершенно новая практика для Петербурга. Чтобы качественно их приготовить, требуется программировать печь на длительный ночной режим запекания, однако хлопоты окупаются: такое мясо трудно сделать дома, и люди полюбили его в нашем исполнении.
Интересно наблюдать за покупателями, которые стоят возле нашей “горячей” витрины. Они переговариваются, спрашивают друг друга: “А вы это пробовали? А с чем вон те рулеты? Вам эти котлеты понравились?” Посетители активно обсуждают разные блюда и даже делятся своими рецептами.
Что касается оборудования, то наша кулинария оснащена компанией MBR, и мы очень довольны всей техникой. У покупателя может сложиться ощущение, что над приготовлением наших блюд работает тысяча человек. На самом же деле это заслуга очень качественного оборудования, рассчитанного на постоянную высокую нагрузку. В горячем цеху стоят немецкие пароконвектоматы RATIONAL.
Хочется особо отметить новую вытяжку: она надевается прямо на пароконвектомат и сразу преобразует пар в воду. В результате становится ненужной специальная система вентиляции на кухне. Используются, конечно, фритюрницы, жарочные поверхности, пищеварочный котел, различные миксеры и блендеры (мы производим свои паштеты). Для разделки сырого мяса стоят ленточные пилы КТ.
Ускоряет и облегчает работу сотрудников такой аппарат, как шокофростер - для быстрого охлаждения отваренных овощей и моментальной заморозки мясных полуфабрикатов. Скажем, яйца у нас варят в пароконвектомате уже в разбитом виде, затем охлаждают в шокофростере, после чего нарезают и используют в салатах. Традиционный способ варки их в скорлупе и охлаждения водой тормозил бы наше производство.
Для приготовления пиццы тоже стоит особая техника: пресс для теста (чтобы добиться его нужной консистенции, пришлось изготовить более 60 образцов), и итальянская печь, выложенная внутри жаропрочным шамотным кирпичом. Пиццу у нас можно купить и горячую - ее пекут прямо на глазах у посетителя, - и холодную. В ассортименте, кроме традиционных вариантов, есть даже пицца с фруктами.
Своего кондитерского цеха в “О’Кей” нет (это запланировано в следующем гипермаркете нашей сети), но мы закупаем замороженные полуфабрикаты из теста производителя FAZER и выпекаем в универсаме. Это и сдоба, и хлеб с различными добавками, какой не купишь в обычной булочной.
У нас много планов на будущее в отношении развития производства. Хотелось бы, например, ввести в ассортимент зажаренных целиком гусей, запеченную рыбу... Планируем поставить в “О’Кей”, в торговом зале, мини-коптильню. В магазинах города сейчас много копченого мяса, но, в большинстве своем, оно готовится с нарушением технологии. Наша продукция будет заметно отличаться по качеству.
Капитализм - это строгий учет
В гипермаркете “О’Кей” работают 28 кассовых терминалов на выходе и еще 4 - в отделах. Николай ЗАТРАВИН, директор по информационным технологиям предприятия, рассказывает:
- Выбирая кассовое оборудование для магазина, мы остановились на POS-терминалах Siemens Nixdorf как на одном из самых надежных решений. С одной стороны, они функциональны, с другой - удобны для кассира и обеспечивают нужную скорость обслуживания покупателей.
Что касается другой техники, то в “О’Кей” используются весы Bizerba (в том числе и для самообслуживания в овощном отделе), а для проведения инвентаризации и приемки товара - терминалы сбора данных фирмы DENSO. Всю эту технику поставила компания “Кристалл-Сервис”; она же автоматизировала гипермаркет на базе новой корпоративной информационной системы Navision Axapta.
На ее основе специалистами фирмы было разработано решение “Navision Axapta - Retail” для предприятий розничной торговли. Впервые в России оно было полностью интегрировано с оборудованием торгового зала - POS-терминалами, компьютерными весами и принтерами этикеток, считывателями штрих-кодов и т. д.
В этой системе реализован мощный блок аналитики, выполненный с использованием технологии OLAP, что позволяет руководству гипермаркета не только максимально оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, но и прогнозировать их. Еще одно преимущество - встроенный блок управления маркетинговой деятельностью. С его помощью руководство “О’Кей” может контролировать проведение рекламных и имиджевых акций. Также этот блок оперирует различными типами скидок и дисконтными картами.
Мы выбрали эту систему еще и потому, что “О’Кей” задуман как сеть гипермаркетов с единым центром, который будет располагаться здесь - на первом объекте. В рамках проекта его автоматизации было создано около 30 рабочих мест - именно с учетом размещения здесь центрального офиса. Новые магазины, которые позже войдут в сеть, будут также автоматизированы с помощью решения “Navision Axapta - Retail”. В результате можно будет синхронизировать информацию, содержащуюся в базах данных всех гипермаркетов.
Сотрудника всему можно научить
В “О’Кей”, как в любой торговой сети на Западе, развивается корпоративная культура, существуют свои правила для сотрудников всех уровней. Директор по персоналу Наталья КАЛИНИНА рассказывает:
- Если обычно на предприятия такого масштаба набирают сотрудников с опытом работы, то у нас сложилась иная ситуация. В Петербурге еще нет людей, которые работали бы в магазинах формата “гипермаркет”. Именно поэтому основным требованием при приеме в штат стало одно - обучаемость. Люди с прочными установками “советского торгового работника” нам не подходят. В результате среди сотрудников “О’Кей” больше молодых, готовых воспринимать новую культуру торговли.
У нас есть свод правил, общих для всех служащих. Например: “Нет своего и чужого отдела - есть один общий гипермаркет “О’Кей”; “Нет плохого настроения - есть только позитивный настрой”; “Нет скрещенных рук на груди и за спиной - есть хорошая осанка и свободная жестикуляция”.
Для служащих высшего, среднего и исполнительного звеньев регулярно проводится обучение. Причем оно обязательно привязывается к решению конкретной задачи. Например, с руководителями высшего звена еще до открытия гипермаркета агентство Mercurу International проводило тренинги по стратегическому планированию. Теперь, после запуска магазина, для них будет организован курс по влиянию на увеличение рентабельности предприятия.
Система мотивации персонала, которую мы используем, стандартна: она описана во многих руководствах по работе с кадрами. Другое дело, что в полной мере ее используют редко. В этой системе оценивается квалификация сотрудника, результат его работы, необходимость социальных выплат ему. В нее входят такие мотивационные программы, как “Лучший продавец отдела”, “Лучший менеджер” и пр. Каждый работник при таком подходе имеет возможность профессионального роста и повышения заработной платы. Один раз в три месяца руководитель проводит с каждым из своих сотрудников исполнительного звена “развивательную беседу”, в ходе которой обсуждаются достижения и недочеты в работе подчиненного. Если результаты хорошие, то следующие три месяца человек получает повышенный оклад. Для каждого звена установлен свой срок оценки работы.
Говоря о корпоративном духе, замечу, что он у нас еще только зарождается. Можно обучить человека любым технологиям работы, но корпоративность достигается воспитанием. Вначале должны наладиться деловые и эмоциональные связи внутри компании. Через некоторое время наша работа по воспитанию даст свои плоды, и люди действительно почувствуют себя игроками одной команды.
А между тем, команда “О’Кей” уже работает слаженно, четко и быстро. Некоторые покупатели признались: поначалу они решили, что в гипермаркет наняли зарубежный персонал. Это показывает, что западные технологии успешно приживаются на российской почве.

Елена Горелкина





На главную страницу       Содержание номера (август 2002 г.)

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования