Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Содержание
Мебель
Статьи

Мебель как украшение
Рафаэль, Боттичелли, Да Винчи... Все знают эпоху Возрождения как период расцвета искусств в XV-XVI веках. Реже говорят о том, насколько в целом изменилась жизнь в Италии, во Франции, в Германии в то время. Люди будто внезапно осознали жизнь как ценнейший подарок, и все в ней - каждое мгновение, каждую вещь - постарались сделать красивой. Это мировоззрение отразилось и на одежде, и на посуде, и на отделке жилища - во всех ремеслах и прикладных искусствах. Конечно, изменилась и мебель.


Легче и прочнее
Прежде всего она претерпела конструктивные изменения. В средние века была известна только мебель ящичной вязки. Например, стол делали так, как это пришло бы в голову ребенку, вздумавшему постолярничать. Толстые прямоугольные доски сколачивались под прямым углом деревянными гвоздями - нагелями. Для прочности на уголки стола или табурета иногда набивались металлические накладки.
В XV веке вторично была изобретена рамочно-филеночная конструкция. “Вторично” - потому что еще на раскопках в Крыму, в греческих колониях IV-III веков до нашей эры, были обнаружены специфические токарные инструменты и элементы мебели на рамочной основе, но потом на долгое время способ ее изготовления был забыт. Во времена Возрождения его вспомнили: ножки теперь прибивали не к тяжелой столешнице, а изготовляли рамочную конструкцию из четырех досок, скрепив ее по углам шипами. К этой-то раме и приделывались ножки со столешницей - кстати, она теперь могла быть тонкой. (В это время плотники снова начали пользоваться еще одним изобретением античности, заброшенным на долгое время: пилой. Ею можно было делать тонкие поперечные спилы древесины и изготовлять изящные панели из массива.) Такая мебель была легче, но прочнее средневековой и почти не перекашивалась от сырости.
Объемнее и ярче
Мебель к тому времени уже давно оформляли резьбой, но она до сих пор была только плоской. Иначе говоря, мастер наносил на деревянную панель рисунок углем, а затем снимал резцом фон на одинаковую глубину. Затем резная поверхность выглаживалась воском. Получались плоские фигурки, которые могли украшать как боковые стенки сундуков и столов, так и столешницы, и сиденья.
Возрождение дало миру новую манеру резьбы - объемную. Фон по-прежнему удалялся резцом, но завитки цветов стали появляться на разной глубине, краешки листьев делаются округлыми, а фигурки святых становятся выпуклыми. Шкафы и стулья обзавелись таким декоративным элементом, как точеные колонки, из которых как бы вырастают статуэтки античных персонажей. Дуб, на котором так хорошо выглядела плоская резьба, оказался неподатливым для объемных фигурок - он откалывался кусочками. Именно поэтому основным материалом для мебели стало гибкое и более яркое по цвету ореховое дерево.
Плотник Кола Брюньон из одноименного романа Ромена Роллана говорил: “Я одеваю дома филенками и резьбой... И словно яблоки из шпалеры, я выращиваю из стен просторную и увесистую мебель, созданную как раз для того места, где я ее привил. Но самое лакомство - это когда я могу занести на бумагу то, что смеется в моем воображении: какое-нибудь движение, жест, изгиб спины, округлость груди, цветистый завиток, гирлянду...” Мастер восхищался самим собой, когда забавную гримасу случайного прохожего ему удавалось тут же воплотить в резьбе - в какой-нибудь маске на ореховой спинке стула или горельефе на шкафу.
Мягче и разнообразнее
Объемную резьбу нельзя было наносить на горизонтальные поверхности - на такой мебели неудобно сидеть и работать. И вот традиционные для средневековья сундуки, прежде полностью изукрашенные, начали меняться.
Эта функциональная мебель служила для хранения одежды, посуды и оружия. Ее легко было переносить с места на место, сидеть и даже спать на ней. Теперь же образ жизни знати изменился в сторону оседлости, и сундук - по-итальянски cassa - утратил свою актуальность. Оставив от него плоскую отшлифованную крышку, плотники приделали к ней спинку и подлокотники. Получилась cassa-banka, или сундук-скамейка. (Это словосочетание не случайно кажется занесенным из другой, финансовой сферы жизни. Дело в том, что Италия, родина Возрождения, была в те времена крупным коммерческим центром, через который проходили торговые пути предпринимателей из разных стран. Неудивительно, что ростовщиками и менялами - владельцами первых “пунктов обмена валюты” - становились в основном итальянцы. Они хранили деньги в сундуках, а поскольку опасались воров, то предпочитали сидеть на своем богатстве, и конечно, стали первыми покупателями новинки под названием cassa-banka. Отсюда и пошли понятия “касса” и “банк”.)
За вещами, лежащими в сундуке, нужно было наклоняться. Для удобства cassa начали ставить вертикально и приделывать к ним откидывающуюся вперед дверцу. Затем ее заменили створки, и... шкаф приобрел свой нынешний вид. Распространились двухкорпусные шкафы: как будто меньший стоит на большем. (Если приглядеться, можно узнать в них прообраз будущего буфета.)
Еще один типичный образчик мебели эпохи Возрождения - поставец. Это тот же сундук, только поднятый на ножки и приспособленный для письма. Его крышку можно было зафиксировать наклонно - как парту для первоклассника. В будущем из поставца “родятся” конторка и секретер, но во время Ренессанса это был предмет мебели, где держали драгоценности, красивую посуду и деньги. Поставец украшали статуэтками и другими безделушками, а чтобы на них не оседала копоть от камина, сверху часто делали деревянный карниз.
Стулья в XV-XVI веках перестали быть предметом роскоши. Если раньше в деревнях в качестве сидений можно было встретить деревянные колоды, иногда - с выдолбленной из коры спинкой, то теперь и у бедных появилась настоящая мебель. Стулья стояли и в деревенских домах, причем они тоже, как и в богатых, покрывались резьбой - пусть и самой незатейливой. Кто не помнит маленькие детсадовские стульчики с прорезью в спинке - чтобы их удобно было нести? А ведь этот “мебельный сюжет” тоже родился в эпоху Возрождения: тогда на спинке стула модно было вырезать смешную или страшную маску с открытым ртом, через который можно было просовывать пальцы и, благодаря этому, перетаскивать его с места на место. Стулья для богатых в это время начали обивать тканью и кожей, причем отделывались как сиденья, так и спинки.
Считается, что эпоха Возрождения стала родоначальницей всех жанров литературы и живописи. Наверное, то же самое можно сказать и о мебельном искусстве. Все, что сейчас стоит в наших домах и офисах, имеет свои корни в эпохе Ренессанса - за исключением компьютерного стола.

Елена Горелкина

В статье использованы материалы исследований Т. М. Соколовой “Художественная мебель” и А. Соболева “Стили мебели”.


На главную страницу       Содержание номера (август 2002 г.)

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования