“Фарфоровые” секреты
Сегодня многие посетители ресторанов обращают
внимание не только на кухню, но и на атмосферу заведения.
Ее неотъемлемой частью являются предметы сервировки: несомненно,
они делают кулинарные шедевры еще более изысканными и аппетитными.
А ведь за каждой такой коллекцией посуды незримо стоит ее
изготовитель. Порой он имеет очень богатую историю - скажем,
такую, как у всемирно известной немецкой фирмы ROSENTHAL...
От маленького домика - к крупному предприятию
Эта история началась более 120 лет назад. В 1879 году
молодой Филипп Розенталь вернулся из Америки (где в течение
7 лет работал в компании, занимающейся импортом фарфора) в
родную Германию. В Баварии он основал художественную студию
по нанесению декора на белые фарфоровые изделия. Она тогда
располагалась в маленьком домике, а в штате у начинающего
предпринимателя состоял всего один служащий - талантливый
декоратор по фарфору.
Благодаря близости железной дороги и довольно низким ценам
поставщиков белого фарфора предприятие быстро набирало силу.
В 1886 году его первый образец был записан в реестр местного
королевского двора в Хофе. Это изделие представляло собой
пепельницу с забавной надписью: “Место отдыха для горящих
сигар”.
Спустя несколько лет фирма ROSENTHAL переехала в Зельб, чтобы
объединиться с уже действующими там подобными компаниями.
Новый альянс заработал в 1891 году. На предприятии трудилось
уже 225 служащих; оно было оснащено паровым двигателем, 23
вспомогательными машинами и 70 механическими шлифовальными
валами. Уже в то время компания рекламировала себя так: “Всегда
актуально! Мы представляем самые последние новшества в форме
и дизайне”.
В 1897 году была образована акционерная компания PHILIPP ROSENTHAL&Co.AG.
Через 8 лет она насчитывала более 1000 сотрудников и до начала
Первой Мировой войны продолжала бурно развиваться.
Фирма приобрела большую известность - как на внутреннем, так
и на внешнем рынках. Такому успеху способствовало ее участие
в международных выставках и крупных торговых ярмарках; активная
деятельность Филиппа Розенталя в работе торгово-промышленной
палаты, а также мощная рекламная кампания (необычная для того
времени). С 1912 года стала развиваться широкая дилерская
сеть фирмы, а в специализированных магазинах начали открываться
ее торговые точки.
Трудные времена
В годы Первой Мировой войны, по причине нехватки рабочей
силы и угля, производство было приостановлено: продолжалось
изготовление лишь роскошных, богато декорированных предметов
из фарфора.
В период между 1917 и 1933 годами главный офис фирмы ROSENTHAL
располагался в Берлине. В 1921-м, совместно с другой компанией,
AEG, предприятие, помимо основной продукции, стало производить
фарфоровые детали для электрической промышленности - в том
числе лампы и парковые фонари.
Приобретение компанией фарфоровой фабрики Krister в Волсенберге
позволило увеличить объемы производства изделий, предназначенных
для гостинично-ресторанного сектора.
Большие убытки компании принесла Вторая Мировая война. В тяжелом
положении оказалось даже производство, расположенное за границей:
из-за транспортных трудностей и нехватки рабочей силы начала
давать сбои налаженная система производства и продаж. Ее удалось
полностью восстановить только в 1946 году.
На новом витке
Денежная реформа 1948 г. улучшила положение компании.
Спустя 2 года Филипп Розенталь-младший возглавил правление
директоров фирмы, а в 1951-м она уже имела 10 производственных
зон, где были заняты около 6 тыс. сотрудников. Половину всех
продаж компании составлял экспорт.
Особое внимание предприятие уделяло дизайну своих изделий.
Так, созданная при нем студия разработала новое направление
в посуде - Studio Line (в противоположность стилю Сlassic),
которая имела сенсационный успех. К работе над современным
дизайном изделий на свободной основе были привлечены известные
в своих кругах дизайнеры и мастера керамики - такие, как Раймонд
Лоуэ, Вильгельм Вагефелд, Луиджи Колани и другие.
К 1964 году Розенталь владел 22 мастерскими и 343 студиями,
которые работали как в Германии, так и за рубежом. К этому
времени продукция предприятия включала в себя все необходимое
для “элегантного обеда” - фарфор, стекло, столовые приборы,
а также декоративное убранство стола, выполненное из керамики,
лучших пород дерева и драгоценных металлов.
В 1997 году фирма стала сотрудничать с известной немецкой
компанией IRISH WATERFORD WEDGWOOD GROUP. Этот стратегический
альянс открыл для ROSENTHAL новый рынок и гарантировал сбыт
продукции, причем в приличных объемах. А приобретение летом
2000 года розничной сети магазинов сделало ROSENTHAL ведущей
германской группой по производству фарфора.
Девиз компании “Жить с искусством” уже более 100 лет подпитывает
стремление производителей постоянно совершенствовать качество
продукции. Благодаря удачному сочетанию фарфора, стекла и
столовых приборов марка Rosenthal - это символ элегантной
и современной сервировки стола.
Вариации от ROSENTHAL
Сегодня компания придерживается 3 основных направлений
в производстве фарфора: Studio Line, Classic (изделия ориентированы
на отели и рестораны высшего уровня), а также Thomas (для
среднего рыночного сегмента, включая кейтеринговое обслуживание).
Одна из особенностей Studio Line заключается в том, что серии
посуды этого направления не связаны общностью стиля и формы:
каждая группа изделий носит свой, ярко выраженный характер.
Для разработки дизайнов Rosenthal Studio Line привлекаются
самые известные дизайнеры и дизайнерские дома, в том числе
Bulgary, Versace, Fornasetti.
Так, например, серия посуды “Купола” создана известным дизайнером
из Милана Марио Беллини. Ее изделия отличаются куполообразным
профилем тарелок, элегантным рельефом, а также экстравагантной
формой ручек.
А вот серия “Вариация”, созданная финским дизайнером Тапио
Вирккала, - это предметы цилиндрической формы, с асимметричной
ребристостью вертикальных поверхностей предметов посуды. Коллекция
включает в себя кофейные, чайные и обеденные наборы.
Изделия другого направления - Rosenthal Classic - воплощают
в себе формы и дизайн XIX века. Скажем, коллекция “Эпоха”
- прекрасный пример классической элегантности. Ровная поверхность
изделий позволяет наносить на них самые разнообразные декоры.
Серия “Монбижу”, с элементами рельефа в виде листочков, выполненными
в стиле рококо, придает сервировке стола ощущение изысканности
и праздничности. А вот, например, коллекция посуды “Граселла”
включает в себя изделия кремового цвета с жемчужным глянцем.
Их форма демонстрирует гармоничное сочетание классицизма и
романтизма.
Предметы из фарфора и стекла третьего направления - Thomas
- отличаются функциональностью и практичностью (она предназначена,
в том числе, и для так называемого “экстремального использования”).
К такой продукции относится, например, серия “Трио”. Эта посуда,
современного и несложного дизайна, ориентирована на рестораны,
кафе и гостиницы: оптимальная штабелевка, легкий уход, практичный
материал...
Вообще, компания ROSENTHAL постоянно изучает опыт работы отелей
и ресторанов и сотрудничает с известными шеф-поварами. Не
случайно ее изделия отвечают высоким требованиям индустрии
гостеприимства.
Марина Толчельникова
Использованы материалы Ассоциации “ГенЛекс” и www.restaurator.ru
|