Rambler's Top100
Весь Маркет Акции Популярные Новые Расширенный поиск
Ларь SF-762, ФАРТОВ Ларь SDQ-700, ФАРТОВ Шкаф морозильный BD-L280SD, ФАРТОВ Шкаф низкотемпературный D-420, ФАРТОВ Бонета IHF-D2205P, ФАРТОВ
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Практика бизнеса / Новости. События. Тренды

Нишевый магазин: волшебство для избранных

ТЕМА НОМЕРА / Бизнес в кризис. Малые предприятия vs сети

На первый взгляд, Дмитрия Богданова в предпринимательской жизни будто что-то ведёт — настолько чётко он следует по предназначенному пути. Впрочем, кем ему этот путь предназначен и какова в нашей жизни роль случая или выбора — вопросы философские, а Дима человек очень целеустремлённый и ответственный. Когда мы с ним познакомились (давно уже, лет восемь назад), он в своём (тогда уже в своём) магазинчике Fast Anime Studio — сегодня, кстати, считающемся культовым местом Петербурга, — что-то постоянно активно перестраивал, с кем-то о чём-то договаривался, кому-то звонил и всё время куда-то спешил. Хотя иногда, напротив, откуда-то приезжал, рушился в кресло и выдыхал: «Всё… Можно угомониться». Но на самом деле угомониться он никогда не мог и, по всей видимости, не сможет. Мы все сейчас часто повторяем, что кризис — это время изменений, и останется успешным лишь тот, кто умеет быстро приспособиться к стремительно меняющемуся миру. Так вот, с этой точки зрения у Дмитрия Богданова всю его предпринимательскую жизнь — кризис. Ибо только активно шагая вперёд, наращивая темпы продаж и роста, ища и находя новые пути и возможности и умея иногда мгновенно меняться, он смог от наёмного продавца в небольшом ларьке на рынке за относительно короткое время вырасти во владельца группы компаний Fast Anime Studio, XL Media и Hungry Bags: самой крупной в России ГК по обслуживанию узкой субкультуры. Недаром его рыночное прозвище было Шустрый. И эта характеристика — только уже под своим английским аналогом — Fast — сохранилась в названии одной из его компаний.


Хороших продавцов единицы


На рынок «Юнона» в 2001 году его занесло волею судеб: он только окончил школу, поступил в Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики и собирался просто подработать продавцом компьютеров и комплектующих.Вот тогда и родилось прозвище Шустрый: оказалось, что Богданов — продавец прирождённый.

— Доходило до смешного. Все продавцы, и я в том числе, стоят фактически на расстоянии метра друг от друга, каждый в своей секции, и мимо нас толпой идёт народ. И к ним покупатели не заходят, а ко мне — валом: я то и дело бегаю на склад, забираю комплектующие — «железо» для компьютеров, которое мне заказывают тут же. При этом ничего специально для этого не делаю! Люди идут, чуть взгляд задержали на моём товаре, я уже его уловил, улыбнулся, кивнул — человек ко мне как к знакомому подходит. Дошло до того, что я один продаю компьютеры, а все остальные продавцы их собирать не успевают.

— Вам нравится самому продавать?

— Я это умею. За те 11 лет, что существует Fast Anime Studio, я и уволил, и нанял десятки человек. И, знаете, хороших продавцов видел единицы. В основном, я с ними мучился. Пытался что-то объяснять, но… У кого-то достаточно неподвижный ум, кто-то стеснительный, кто-то не понимает, к кому надо подходить, а к кому не стоит, сколько с человеком разговаривать, не чувствует время выдержки до начала разговора — здесь много нюансов, и этому сложно обучить. Просто надо быть шустрым (смеётся)! Наверное, лишь два-три человека за это время полностью удовлетворяли моим требованиям.

«Хороших продавцов единицы. У кого-то достаточно неподвижный ум, кто-то стеснительный, кто-то не понимает, к кому надо подходить, а к кому не стоит, не чувствует время выдержки до начала разговора — здесь много нюансов, и этому сложно обучить. Просто надо быть шустрым!»
И


Новые возможности волшебства


Очень быстро Дмитрий настолько освоился в роли продавца, что начал вносить предложения по оптимизации бизнеса, по его продвижению, и уже через год стал администратором: под его началом ежедневно работало порядка 30 человек, к которым в выходные добавлялись «помогайки».
— Это был замечательный опыт! — делает он сейчас вывод. — Который очень пригодился в жизни. Во-первых, я пересмотрел множество разных персонажей, от банальных воров до изысканных интриганов. А во-вторых, научился общаться с представителями проверяющих организаций, потому что на «Юноне» нас каждый день кто-нибудь да проверял, а я был первой линией обороны.

А потом в городе стали открываться цивилизованные сетевые магазины по продаже компьютеров и составляющих, и рыночный компьютерный бизнес начал приходить в упадок.

— И я огляделся вокруг: чем ещё можно заняться? — рассказывает Дмитрий. — У нас на рынке были ребята, которые продавали аниме. Что это такое, никто из нас тогда толком не знал. Но, помню, что у меня это вызвало какое-то детское ощущение волшебства — помните, у Блока: «Случайно на ноже карманном найти пылинку дальних стран, И мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман»? Вот аниме этим и было — привезённым из дальних стран странным миром, продающимся за бешеные деньги. Два диска, вставленные в одну коробочку, стоили 600 рублей — против наших дисков по десятке максимум.

Немассовая продукция! А может, это то, что надо? Так началась Димина жизнь в анимешной — тогда очень узкой — нише.

— Я посмотрел пару-тройку дисков, проникся и связал волшебство за 600 рублей с новыми для себя возможностями.

Очень скоро он уже начал удовлетворять жажду любителей аниме, предложив им диски чуть дешевле, чем конкуренты, и при этом хорошего качества.

— Я просто поставил пару дисков на полочке в своём ларьке, их купили. И спросили, есть ли ещё. Так у меня появились свои постоянные покупатели, которые приводили друзей, — заработало сарафанное радио.
Вскоре Димин работодатель выстроил на рынке магазин, где можно было уже целую витрину дисков предложить желающим (работодателю — процент, и он только поддерживал эту инициативу). Дело пошло, и постепенно продажи компьютеров падали, а дисков, выкладка которых занимала уже фактически весь магазин, — увеличивались.

«Не надо гнаться за высокой ценой — лучше гнаться за качеством. На нишевых рынках это вообще беспроигрышно. Тогда покупатели сами за тобой будут хвостом ходить».



Волшебство. Перезагрузка


— И тут все начали у меня спрашивать: «А продаётся ли у вас печатная манга?» На тот момент я уже видел много аниме, уже, наверное, год с ним работал, но что такое манга, представлял слабо. Я начал изучать этот вопрос и, конечно, уткнулся в то, что взять её неоткуда. Сейчас в России есть несколько издательств, у этого направления есть какая-то история, а тогда не было ничего. По случаю мы купили какие-то китайские фигурки героев аниме, которые сейчас, наверное, и на полку-то стыдно было бы поставить, но тогда они пользовались просто огромной популярностью — мы их закупили много и продавали года два (а к тому времени появилась и манга).

Тот павильон на рынке и стал первым в Петербурге аниме-магазином: у него была своя площадь и свой разнообразный товар, ассортимент которого постоянно расширялся.

— А через пару недель открывается аниме-магазин в городе! — смеётся Дмитрий. — Но они опоздали.

Пул покупателей уже сложился. Нишевый рынок тем и отличается от обычного, что в нём хотя и меньше покупателей, но они гораздо более преданы «своему» продавцу, с которым у них фактически всегда завязываются доверительные отношения и от которого не уходят лишь потому, что где-то открылся другой магазин, пусть даже и в более удобном месте. Да и насчёт удобства места тоже можно поспорить: на рынок тогда ехали буквально толпы людей, и часть из них, помимо других покупок, приобретали и аниме. Это было удобно: за этими дисками ехали не специально, а заодно. Так что рыночный павильон в то время был гораздо более перспективным, чем магазин в городе.

Впрочем, очень скоро один из знакомых Дмитрия предложил ему арендовать несколько квадратных метров и в магазине на Московском проспекте.

Нишевый рынок тем и отличается от обычного, что в нём хотя и меньше покупателей, но они гораздо более преданы «своему» продавцу, с которым у них фактически всегда завязываются доверительные отношения.



Нишевая сеть — это нонсенс


— Я снял около восьми квадратных метров, — рассказывает Дмитрий, — и где-то с год работал и в городе, и на рынке. И в результате площадь моего городского магазина постепенно увеличивалась (мы буквально по одному наращивали арендованные метры), а рыночная торговля приходила в упадок. Вообще, нишевый продукт потому и нишевый — эксклюзивный, — что его нельзя уводить в сеть. Открывая второй, а ещё хуже третий магазин (а у меня было время, когда я держал три магазина, и это действительно хуже!), ты размываешь свой ассортимент, а главное — свою аудиторию. Поэтому словосочетание «нишевая сеть» — это нонсенс: она тогда перестаёт быть нишевой. Волшебство бывает только для избранных.

Да, при уходе в сеть нужна очень чёткая организация, нужно организовывать отдельные службу персонала и логистики и прочее, но всё это Дмитрий называет вторичным. Первичное — просто не хватает людей, которые готовы покупать твой товар в трёх магазинах. Поэтому второй и третий магазины могут увеличить товарооборот, но не увеличат прибыль. И Дима сосредоточился на магазине на Московском, который к этому времени уже назывался FastAnimeStudio (очень хочется сказать — его именем).

— Фактически вся его площадь была уже наша, а потом стала нашей полностью, — смеётся он. — У нас росли продажи, увеличивался ассортимент продукции — это происходило как раз в то время, когда у нас начали появляться издательства по производству лицензионных аниме, и, помню, я тогда думал: «Я тоже хочу этим заниматься!» Это стало моей мечтой.

«Нишевый продукт потому и нишевый — эксклюзивный, — что его нельзя уводить в сеть. Открывая второй, а ещё хуже третий магазин, ты размываешь свой ассортимент, а главное — свою аудиторию. Но самое главное — второй и третий магазины в нашем сегменте могут увеличить товарооборот, но не увеличат прибыль».



Волшебство уходит в Интернет


Мечте будет суждено исполниться, а Дмитрию — сделать следующий шаг.А пока он развивает свою розничную точку, а параллельно — интернет-магазин.

— Мысли об интернет-магазине у меня были всегда, — говорит он. — Поэтому ещё вбытность на рынке мы зарегистрировали домен — в октябре этого года ему будет 11 лет. Ощущение, что за интернет-торговлей будущее, у меня было чёткое, и с каждым месяцем, с каждым нашим шагом вперёд я понимал, что принял правильное решение.

К моменту открытия магазина на Московском один из Диминых друзей разработал красно-белый дизайн интернет-магазина, и объёмы его продаж начали расти, причём гораздо активнее розничных продаж.

— Мне пришлось нанимать менеджеров для продажи в интернет-магазине, организовывать колл-центр, логистику и доставку, — вспоминает Дмитрий.
По Петербургу товар доставлял курьер, а по остальной России — почта. Причём сначала просто человек ездил на почту, делал рассылку, а потом это набрало такие обороты, что компания как корпоративный клиент заключила договор с почтой и сейчас отправляет туда товар машинами.

— Года за три мы вышли примерно до того уровня, на котором находимся и сейчас, — говорит Дмитрий. — Конечно, сейчас период стагнации, но по большому счёту, я думаю, что FastAnime как интернет-магазин уже достиг такого уровня, после которого скачков продаж уже не будет. Несомненно, реклама несколько влияет на охват аудитории, но на самом деле не особенно сильно. Надо понимать, что домен очень старый: ему 11 лет. По запросу «аниме-магазин» мы уже всю жизнь будем первыми. Кто бы как бы ни старался и какие деньги ни платил бы за рекламную кампанию, он никогда не попадёт на те места, на которых находимся мы. Да ведь и мы не сбавляем обороты, ведём постоянную работу.


«За интернет-торговлей будущее — это я всегда понимал, но на нишевом рынке без интернет-магазина не обойтись. Потому что твои потенциальные покупатели — это вся Россия».



Исполнение мечты: приобретение торгового бренда


Итак, в сухом остатке— один из самых крупных аниме-магазинов в стране Fast Anime Studio. Надо развиваться дальше! Пришло время исполнения мечты.

— Волею обстоятельств, сложилось так, что нам предложили купить торговый бренд XL Media вместе с пакетом лицензий — мы тогда были официальным представителем этого (и не только этого) издательства в Петербурге и продавали новые диски во все специализированные магазины. И мы за 1,5 млн рублей его купили. Как сейчас помню, приехала целая фура дисков. Разгрузили, начали торговать, а право на показ одного из сериалов продали на телевизионный канал, что отбило сразу половину покупки.

Мечта исполнена! «Помню, — говорит Дима, — я так и подумал: «Мечта исполнена. Надо придумывать новую!»» И в качестве следующего шага он создаёт студию дубляжа: лицензии-то куплены, а диски выпущены не все!
— Это было долго, дорого и в результате не нужно, — признаёт теперь он. — В своём магазине я выделяю отдельное помещение, оборудую его такой звукоизоляцией, что можно любую акустику включать на полную мощность, нанимаю известных актёров для озвучки, словом, фактически получаю две профессии — звукорежиссёра и режиссёра дубляжа. И мы выпускаем собственный лицензионный диск! Потратив на это более 600 тысяч.

И тут происходит самое неожиданное — смерть формата DVD, которая привела, соответственно, к смерти ритейла DVD: рынки их сбыта фактически исчезли.

— Кто-то не платил, кто-то просто закрывался, — вспоминает Дмитрий. — Мы в это время купили лицензию ещё на один фильм, но решили его уже не делать, потому что он явно не продастся: магазины тотально закрывались.

Звукоизоляцию сняли, помещение освободили, актёры ушли на другие заработки: чтобы продавать прожившее дольше, чем другие DVD, лицензионное аниме только в своём магазине, студию содержать было слишком роскошно.

— Но у нас уже был большой выбор и другого товара, мы наладили прямую связь с Китаем, и проблемы, чем торговать, не видели. В это время, кстати,по уровню продаж вырвался вперёд интернет-магазин. И в это время я задумался о производстве манги.

«Смерть формата DVD привела к смерти ритейла DVD: рынки их сбыта фактически исчезли. Но у нас уже был большой выбор другого товара, кроме того, лицензионное аниме — опять же, нишевая продукция — продавалось ещё достаточно долго…»



Волшебство продолжается. Манга, комиксы, гик-культура


— Если с выпуском лицензионных дисков мы прыгнули на подножку уходящего поезда и нас в результате скинуло встречным ветром, то с производством манги получилось по-другому, — рассказывает Дмитрий. — Шёл 2010 год, спрос на неё был большой, и издавать её было очевидным решением.

Дмитрий набрал новый персонал — переводчиков, редакторов, корректоров, дизайнеров, верстальщиков — и заключил договоры с японским и немецким издательствами.

— И наша продукция стала продаваться на ура.

— Причём не только в вашем магазине, правильно?

— Конечно! Она ещё со времён дисков XL Media продаётся не менее чем в 300 магазинах России.

Пару лет назад Дмитрий Богданов рядом с Fast Anime Studio открыл ещё и магазин Hungry Bags (с соответствующей интернет-версией), который такой же нишевый, но больше связан с гик-культурой, нежели с аниме. Продвигать товары в нишевых группах, как рассказывает Дмитрий, всегда намного проще: эта аудитория гораздо более благодарная на покупки, чем обычные люди. На сумки, например, в интернет-магазине Hungry Bags поступает по 700–1000 заказов в месяц, а в августе — традиционно пиковом месяце продаж — и по 1400 заказов. Поэтому скоро он будет открывать ещё один магазин, но уже по продаже не только сумок, а всей атрибутики гик-индустрии.

— Таким образом, у меня в наличии два интернет-магазина и два розничных магазина, — продолжает Дмитрий. — Я настроил в них всё так, чтобы они без перебоев работали, и вплотную занялся XL Media: поехал на ярмарку во Франкфурт, и с прошлого лета мы начали издавать не только мангу и японские комиксы, но и — одними из первых! — американские и европейские комиксы.

«Свою сеть мы не развиваем — в нишевом бизнесе она не нужна. Но наша продукция представлена в нескольких сотнях магазинов России».



Всё волшебство впереди!


— Дима, во сколько обошлось перепрофилирование на издательство манги и комиксов?

— Лицензия на один том манги стоит от 40 до 60 тысяч рублей в зависимости от известности. Лицензия на комиксы тоже «скачет», но американцы, к примеру, начинают разговор с четырёх тысяч долларов плюс материалы — где-то пять: то есть порядка 250 тысяч рублей. И это нижняя планка: комикс «Жуй», к примеру, мы купили за 12 тысяч долларов.

— Прошлым летом?

— Да. Если честно, мы вообще еле это всё провернули. Хотя и продажи этой книги хорошие — прибыль составляет около 2,5 миллионов на тираж. А один из наших комиксов — «Сага» — один из самых популярных комиксов мира. Первый его тираж в 5 тысяч экземпляров мы продали за пять месяцев.

— А кризис-то повлиял на продажи?

— Он повлиял на издательство. Когда мы съездили во Франкфурт, заключили договоры на 100 тысяч долларов, и эти 100 тысяч долларов в итоге превратились совсем в другие деньги. Их пришлось брать из оборота, и… условно, квартиру я на этом точно потерял. На покупательском рынке тоже спад есть — пришлось активизировать рекламу. Но на уровень докризисный я уже вышел!

— То есть и далее будете выпускать комиксы?

— Комиксы, мангу: мы стремимся выпускать три комикса за два месяца и четыре манги за три месяца. С июня 2014-го по январь 2015-го мы показали один из лучших темпов выпуска среди отечественных комикс-издательств. И всё не только продаётся, но иногда у нас за новой книгой стоит очередь! Так что — всё волшебство впереди!

«Если книга рано или поздно перейдёт в какой-то цифровой вид, то комиксы и манга, являющиеся предметами коллекционирования, будут выпускаться в печатном виде всегда».

Для тех, кто не в теме:

Аниме — японская анимация, рассчитанная на подростковую и взрослую аудитории (цифровая продукция).

Манга — японские комиксы (печатная продукция).

Гик — фанат, человек, чрезвычайно увлечённый какой-то узкой темой.


Светлана Куликова
kulikova@mediavibor.ru
Фото предоставлены владельцем ГК





Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Июнь 2015




Все статьи рубрики Практика бизнеса

????????

Комментарии
Сообщений нет

Добавьте свое мнение:
Ваше имя (ник)*
Ваш email
Тема сообщения
Ваше сообщение*
Введите число на единицу меньше указанного 36235   




Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")    Назад    Выставки торгового оборудования    На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование



Журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Журнал "РесторановедЪ" ("Современный бизнес. Ресторан") на сайте Restoranoved.ru
Журнал "Современный отель" на сайте HotelExecutive.ru




Полезное
» Технологическое, холодильное оборудование для ресторанов. HI Cold

Темы публикаций
Свежий номер
Практика торговли (Торговое оборудование.)
» Архив » Подписка
» Online-журнал » Реклама
В номере
RETEXPO 2015: мы надеемся вдохновить вас!
 
HICOLD – холод высокого качества
 
Актуальные тенденции в архитектуре торговых центров
 
Денис Афанасьев, компания "ПРОФМАСТЕР": «Будем радовать заказчиков качеством услуг, стоимостью и сроками выполнения работ»
 
Правильное освещение превратит ресторан в новый для гостя мир
 
Магазины будущего рождаются сегодня
 
Надо плыть в голубой океан: биться в кровь времени уже нет
 
СТМ как вклад в будущее
 
Стратегия кооперации: командой выигрывать на классе
 
Как закрыть вопрос с электроэнергией?
 
Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед»: «Мы конкурируем за время наших читателей не с другими книжными магазинами, а с телевидением, Интернетом и алкоголем»
 
Меняя одежду, мы меняем мир
 
Сегмент БТиЭ переходит на мультиформатную модель бизнеса
 
Предложить тему


Сайт Retailmagazine.ru (Torg.spb.ru) - торговое оборудование, торговля
Перепечатка и использование материалов сайта и деловых журналов "Торговое оборудование. Лучший выбор", "Практика торговли" разрешены только с активной ссылкой на сайт Retailmagazine.ru с предварительного разрешения редакции.
Издательство "Наша деловая пресса" © 2006-2015
Журнал "Практика торговли. Торговое оборудование"
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Медиагруппа "Лучший Выбор"
Яндекс цитирования