Rambler's Top100
Весь Маркет Акции Популярные Новые Расширенный поиск
Ларь SDQ-700, ФАРТОВ Бонета IHF-D2205P, ФАРТОВ Ларь SD-720Q, ФАРТОВ Шкаф низкотемпературный D-420, ФАРТОВ Шкаф морозильный BD-L280SD, ФАРТОВ
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты


Практика бизнеса / Новости. События. Тренды

Российский рынок DIY является №1 в Европе по своему потенциалу

ТЕМА НОМЕРА / DIY на волнах кризиса

По данным аналитического агентства INFOLine, ёмкость российского мелкооптового и розничного рынка строительных и отделочных материалов (DIY) в 2014 году превысила с учётом НДС 1,07 трлн рублей. Совокупная ёмкость рынка DIY, Garden (товары для сада и огорода) и Household (товары для дома) достигла 1,5 трлн рублей (с учётом НДС). Если к этому прибавить продажи в мелкооптовом сегменте, то общий объём рынка превышает 2 трлн рублей (с учётом НДС).

Эксперты прогнозируют, что кризис только начинается и будет продолжительным. Рынок ждёт череда банкротств — как сетей, так и поставщиков и производителей. В результате сильнейшие игроки Leroy Merlin, OBI и Castorama только упрочат свои лидирующие позиции.



Тяжёлый год для отрасли


В целом на рынке работает более 600 сетей DIY — как специализированных, так и универсальных. Доля современных форматов торговли на рынке DIY превышает 75%, при этом более четверти объёмов приходится на топ-10 крупнейших ритейлеров DIY.

Российский рынок DIY в 2014 году упал в долларах, но остался седьмом месте по размерам после США, Китая, Индии, Германии, Франции и Великобритании. По потенциалу российский рынок DIY является №1 в Европе. Топ-5 основных игроков российского рынка DIY не изменился: Leroy Merlin, OBI, Castorama, СТД «Петрович», «Максидом».
Прошедший год был тяжёлым для отрасли. Из-за падения выручки и изменения делового климата своё развитие в России приостановила K-Rauta. По причине финансовых проблем закрываются сети магазинов «Перестройка» в Новосибирске и Кемерово; не менее 15 магазинов торговой сети «Метрика», расположенные в Поволжье и Центральном федеральном округе. Не выдержав изменившихся условий и обострившейся конкуренции, рынок покинули «Старик Хоттабыч», «Армада», «Евроинтерьер».

Причинами закрытия сетей эксперты считают нерасторопность в поиске оптимальной формы для позиционирования и зависание между форматами. Конкуренцию на рынке усиливают и открытия международных сетей, крепко занимающих свои ниши и оттесняющих отечественных ритейлеров. Кроме того, роль играет и выбор общей стратегии сети, места расположения. Магазины ушедших с рынка сетей, как правило, находились в проходных местах, что прямо отражалось на стоимости аренды. Покупательская же способность не выросла так быстро, как многие рассчитывали.

— 2015 год стал годом снижения покупательской активности, — констатировал Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. — При этом мы прогнозируем увеличение расслоения населения. Стабильно возрастает бюджетный ценовой сегмент, снижается средний ценовой и верхний ценовой сегменты. Для составления прогноза развития рынка DIY&HH достаточно сопоставить доступные факты. Первый: за последние два года количество сетей, увеличивших площади, уступает количеству сетей, сокративших площади. Второй: при изучении структуры объявлений «Предложения услуг» в Интернете можно увидеть, что количество объявлений в подразделе «Ремонт и строительство» в два раза превышает «Транспорт, перевозки» и в четыре — остальные услуги, включающие образование и здоровье.

Однако Федяков называет и ряд положительных моментов для рынка. Leroy Merlin объявил об амбициозной программе развития на российском рынке. Лидер Household IKEA также объявила о продолжении развития в России. Продолжают развиваться и российские компании («Бауцентр», «Максидом», «Стройландия»). Не менее четырёх магазинов в Москве и Санкт-Петербурге планирует открыть в этом году сеть «Домовой».
Причинами закрытия сетей эксперты считают нерасторопность в поиске оптимальной формы для позиционирования и зависание между форматами.



Необходимо развитие многоканальности


Условия, в которых оказались ритейлеры, требуют расширения каналов продаж. Эксперты рекомендуют много вариантов: гипермаркет, магазин шаговой доступности, онлайн-торговля, электронные киоски, поиск B2B-клиентов и т. д.

Новый генеральный директор сети «Петрович» Евгений Мовчан позиционировал свою компанию как многоканального ритейлера, обеспечивающего покупателю любые комбинации, связанные с заказом, выбором и оплатой товара. Для этого планируется и далее развивать возможность полноценной интернет-торговли.

Сейчас доля оборота компании через сайт составляет 16%. Развивается и клуб друзей, а также профессиональный кол-центр. Заказы принимаются по множеству каналов: 16 отделов продаж на базах, три офиса продаж, сайт, 14 торговых залов. Получение товара тоже вариативно: доставка (за два часа), самовывоз, торговый зал (формат cash & carry; предварительная сборка, почтомат).

Взгляд поставщика: рынку нужна сеть с высоким трафиком покупателей, готовая к диалогу
Константин Кругляков, директор направления DIY компании «ДАВ-Руссланд», заявил, что их компания, чтобы соответствовать требованиям современных рыночных условий, старается ставить себя на место других его участников — сетей и покупателя. «Но и со стороны сети нам хотелось бы того же самого!» — отметил он.

— Учитывая условия рынка, в работе с сетями мы стремимся ставить себя на место своих партнёров, предлагая товар, который может «продать себя сам», самостоятельно обеспечив его логистикой, рекламой и своевременным сервисом, — говорит Кругляков.
Что же нужно поставщику? Сеть с высоким трафиком покупателей, готовая к диалогу.
На рынке DIY будет усиливаться конкуренция и между производителями, поставщиками, торговыми марками и самими сетями. Чтобы сделать свои товары более конкурентоспособными, производители будут вынуждены заниматься локализацией и оптимизацией.



Требования к поставщикам в новых условиях


Филипп Мужо, директор по маркетингу сети магазинов Leroy Merlin, главными факторами товарной стратегии сети считает наличие товаров лучших цен в каждой значимой потребности клиентов; развитие товаров собственных торговых марок; работу с брендами для лучшего удовлетворения потребностей всех категорий клиентов. А главными направлениями в работе с поставщиками он назвал построение долгосрочных взаимоотношений; увеличение доли российской продукции в ассортименте (в том числе в товарах СТМ); развитие как федеральных, так и региональных поставщиков; прозрачность в обмене планами развития бизнеса и ценообразования; полный объём информации о товаре для клиентов.

— Будущий успех за теми поставщиками, кто готов работать с большими объёмами продаж при низком проценте маржи, а не наоборот, — убеждён Филипп Мужо.

Для формирования рынка необходимо объединение сетей и производителей
Эксперты рынка считают, что сети, поставщики и производители будут сокращать ассортимент. Смещение массового спроса сейчас происходит в более дешёвый сегмент, и в цепочке производитель — поставщик — сеть становится меньше посредников: доля прямых закупок у производителей вырастет — так же, как и доля прямого импорта. При этом доля товаров из Европы будет сокращаться, а из Китая и Юго-Восточной Азии — возрастать. Доля товаров российского производства вырастет незначительно за счёт замещения импорта, поэтому производителям и сбытовикам для повышения конкурентоспособности надо держаться вместе — укрупняться.

Роман Никоноров, генеральный директор сети «Домовой», полагает, что, хотя в России традиционно не очень любят объединяться, объединение станет необходимо. Условия, созданные рынком, прямо ведут к тому, что компании будут объединяться для совершения закупок как на российском рынке, так и за рубежом. Никоноров считает реальным как горизонтальное объединение сетей, производителей и поставщиков между собой, так и вертикальное объединение по всей цепочке поставок: производитель — поставщик — сеть (пример вертикальной интеграции показали St. Gobain, DT Group — Wolseley).

Для решения стратегической задачи отрасли — формирования рынка — необходимы отраслевые объединения, включающие как российских, так и иностранных ритейлеров (а также компании-производители, работающих на российском рынке). Им необходимо работать с правительством РФ для лоббирования интересов отрасли. Сейчас лоббирование интересов происходит через Комитет по торговле и потребительскому рынку, АКОРТ, НАСТ и другие.

— Возможно, пришло время создать отраслевое объединение, включающие в себя и сети и производителей, — считает Роман Никоноров.

Эксперт приводит в пример европейский рынок DIY, который имеет высокий уровень консолидации. В Европе идёт борьба за первое место между Adeo Group (Leroy Merlin) и Kingfisher (Castorama). Сеть Leroy Merlin сделала ставку на российский рынок и вышла на первое место. Kingfisher готовит сделку по приобретению Mr. Bricolage во Франции. OBI готовится купить BauMax.

В России консолидатора рынка сейчас нет. Но есть возможность создать три-четыре достаточно крупные компании, которые будут интересны инвесторам. Победит тот, кто будет чётко отслеживать потребности покупателей, сможет снизить свои издержки и будет иметь доступ к источникам капитала. Рынок ещё не достиг «дна», однако искать инвестиционные возможности необходимо уже сейчас.
Для решения стратегической задачи отрасли — формирования рынка — необходимы отраслевые объединения, включающие как российских, так и иностранных ритейлеров.

Победит тот, кто будет чётко отслеживать потребности покупателей, сможет снизить свои издержки и будет иметь доступ к источникам капитала.


По материалам форума «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY», организованного в рамках выставки MosBuild




Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Август 2015




Все статьи рубрики Практика бизнеса

????????

Комментарии
Сообщений нет

Добавьте свое мнение:
Ваше имя (ник)*
Ваш email
Тема сообщения
Ваше сообщение*
Введите число на единицу меньше указанного 36318   




Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")    Назад    Выставки торгового оборудования    На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование



Журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Журнал "РесторановедЪ" ("Современный бизнес. Ресторан") на сайте Restoranoved.ru
Журнал "Современный отель" на сайте HotelExecutive.ru




Полезное
» Технологическое, холодильное оборудование для ресторанов. HI Cold

Темы публикаций
Свежий номер
Практика торговли (Торговое оборудование.)
» Архив » Подписка
» Online-журнал » Реклама
В номере
RETEXPO 2015: мы надеемся вдохновить вас!
 
HICOLD – холод высокого качества
 
Актуальные тенденции в архитектуре торговых центров
 
Денис Афанасьев, компания "ПРОФМАСТЕР": «Будем радовать заказчиков качеством услуг, стоимостью и сроками выполнения работ»
 
Правильное освещение превратит ресторан в новый для гостя мир
 
Магазины будущего рождаются сегодня
 
Надо плыть в голубой океан: биться в кровь времени уже нет
 
СТМ как вклад в будущее
 
Стратегия кооперации: командой выигрывать на классе
 
Как закрыть вопрос с электроэнергией?
 
Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед»: «Мы конкурируем за время наших читателей не с другими книжными магазинами, а с телевидением, Интернетом и алкоголем»
 
Меняя одежду, мы меняем мир
 
Сегмент БТиЭ переходит на мультиформатную модель бизнеса
 
Предложить тему


Сайт Retailmagazine.ru (Torg.spb.ru) - торговое оборудование, торговля
Перепечатка и использование материалов сайта и деловых журналов "Торговое оборудование. Лучший выбор", "Практика торговли" разрешены только с активной ссылкой на сайт Retailmagazine.ru с предварительного разрешения редакции.
Издательство "Наша деловая пресса" © 2006-2015
Журнал "Практика торговли. Торговое оборудование"
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Медиагруппа "Лучший Выбор"
Яндекс цитирования