Rambler's Top100
Весь Маркет Акции Популярные Новые Расширенный поиск
Ларь SDQ-700, ФАРТОВ Шкаф морозильный BD-L280SD, ФАРТОВ Ларь SF-762, ФАРТОВ Шкаф низкотемпературный D-420, ФАРТОВ Ларь SD-720Q, ФАРТОВ
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Практика бизнеса / Производство продуктов и товаров

Нелегкий разговор о легкой промышленности

Рынок товаров легкой промышленности — самый крупный рынок в России после продуктов питания. Автомобили, радиоэлектроника, парфюмерия и другие товары идут далеко позади. При этом, по данным Рослегпрома, сегодня около 80% товаров легкой промышленности, реализуемых в стране, импортируемые — только 20% остается на долю отечественных производителей. И до 43% ввозимых товаров — контрабанда и контрафакт.

Такая нерадостная статистика прозвучала из уст главы Рослегпрома Александра Круглика на конференции «Будущее национального рынка текстиля и одежды: взаимодействие производителей и торговых операторов», состоявшейся в рамках недавней петербургской выставки «Индустрия моды». Он также отметил, что поставки незаконного товара, обходятся без уплаты налогов, в частности, НДС, из-за чего бюджет страны ежегодно не дополучает до 1 млрд рублей.


О конкуренции с импортом



На конференции отмечалось: на сегодняшний день импорт товаров легкой промышленности в Россию достиг докризисных объемов, в отличие от производственных показателей большинства российских предприятий. Почему же расклад именно таков?

— Несмотря на все протесты отраслевых союзов, государство уменьшает ввозные пошлины на товары легкой промышленности, что не способствует развитию отрасли в стране, — отметил Александр Круглик. — Основные причины, которыми Минэкономразвития объясняет сокращение ввозных пошлин — забота о покупателях и намерение вывести импортеров из тени. Однако фактически цены на товары не снижаются, а те, кто работал по «серым» схемам, продолжают по ним работать. Кроме того, уменьшение пошлин обосновывают подготовкой к вступлению России в ВТО. С тех пор как ведутся такие разговоры (то есть примерно с 2000 года) пошлины на товары легкой промышленности снижались трижды. Легпром стал заложником ситуации.

По данным Минпромторга России, в текстильном и швейном производствах в прошлом году было освоено 3,9 млрд рублей. Рост в соотношении с показателями 2009 года составил 27,6%. В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви в прошлом году было освоено 800 млн рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2009 году. Но, к сожалению, это не те объемы, которые позволят модернизировать отрасль, сделать ее конкурентоспособной в условиях глобализации экономики. По данным Росстата, степень износа оборудования в текстильном и швейном производстве на конец 2009 года составляла 49,3 %, что выше, чем в среднем по обрабатывающим отраслям, в пищевой промышленности и сельском хозяйстве.


Ухудшает положение отрасли и тот факт, что конфискованный контрабандный товар не уничтожается, а поступает фирмам, созданным при Федеральном фонде имущества, и затем реализуется по еще более низким ценам, опять же конкурируя с продукцией российских производителей.

Ситуация также усугубляется снижением потребления товаров легкой промышленности. Из-за отпуска цен на энергоносители с января 2011 года, повышения акцизов на бензин, изменений в налогообложении и т.д. выросли цены на услуги ЖКХ, транспорт, продукты и прочие товары и услуги. И потому сегодня потребительский спрос на непродовольственные товары нестабилен.

«Серый» импорт, высокие издержки (в том числе на сырье, комплектующие, энергоресурсы, налоги) и неустойчивый спрос на готовую продукцию остаются основными врагами российских производителей одежды, обуви, кожгалантереи и т.д. По данным Рослегпрома, рентабельность предприятий отрасли снижается. В 2010 году в текстильном, швейном и меховом производстве она составляла 5,4% (против 5,7% в 2009 году), в кожевенном и обувном — 8% (против 8,6%). Повышать рентабельность, поднимая цены на товары, российские предприятия, вынужденные конкурировать с импортерами, не могут. В 2010 году швейные изделия подорожали лишь на 7%, обувь — на 3%.


Техническая отсталость



Большой тормоз для всего легпрома — это техническая и технологическая отсталость. Более 50% оборудования на российских фабриках устарело (работает более 20 лет). Отрасли требуется комплексное техническое перевооружение — степень износа оборудования в текстильном и швейном производстве составляет почти 50%. Для преодоления этой отсталости, согласно разработанной Минпромторгом Стратегии развития легпрома до 2020 года, предусмотрены меры по стимулированию технического и технологического перевооружения отечественных предприятий. В частности, введен механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на закупку оборудования, и с 2009 года не взимается НДС на ввоз из-за рубежа оборудования, аналоги которого не производятся в России. Но эти меры, по словам многих выступавших на конференции представителей отрасли, не достаточны. Доля легпрома в ВВП России сегодня — 1-2%, тог-да как в 1990-е была, по разным данным, — от 16 до 30%. Чтобы вернуть прежние показатели, нужна комплексная программа развития легкой промышленности. Ведь согласно Стратегии развития легпрома, до 2020 года доля отечественных товаров на рынке должна достигнуть 51%, причем не менее 80% российской продукции должна иметь инновационный характер и патентную защиту.

Кстати, на конференции был озвучен опыт Белоруссии по поддержанию легпрома — там разработана комплексная программа развития легкой промышленности на 2011-2015 годы. Как рассказала заместитель председателя концерна «Беллегпром» Людмила Тяглова, белорусы намерены за ближайшие 5 лет увеличить выпуск тканей в 2 раза, обуви и изделий из кожи — в 1,6 раза, инновационных изделий — в 1,6 раза. Впрочем, объем производства в легпроме Белоруссии растет уже сейчас. В 2009 году он составил 4,3 трлн белорусских рублей, в 2010 году — 5,3 трлн (1000 белорусских рублей равна 9,43 российских рублей). Причем наши соседи собираются жестко защищать свой внутренний рынок, — по словам Людмилы Тягловой, в комплексной программе развития легпрома Белоруссии сказано, что возможно применение «корректных и некорректных мер» борьбы (правда, она не уточнила, каких именно). Также Белоруссия намерена вести агрессивную экспортную политику, нацеленную на увеличение экспорта в 2,2 раза, по сравнению с показателями 2010 года. Надо ли объяснять, что крупнейшим рынком, на котором белорусские производители намерены укреплять свои позиции, является Россия.

По информации Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, текстильная отрасль в целом завершила 2010 год с положительными результатами. Индекс текстильного и швейного производства составил 112,1 %, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви — 118,7 %. По ряду важнейших товаров отрасли восстановлены и даже превышены объемы производства 2008 года, в том числе в целом по тканям, трикотажу, изделиям из кожи и обуви.


Белорусская государственная программа наглядно демонстрирует, что конкуренты отечественных производителей не стоят на месте. Если активизируется легпром ближайших соседей — стран СНГ, — что уж говорить о развитых странах Запада и наращивающих мощь странах Востока. Чем дольше будет раскачиваться отечественный легпром, тем колоссальнее будет разрыв с зарубежными конкурентами.

Но собственные инвестиционные ресурсы отечественных предприятий сейчас значительно сокращаются в связи с увеличением в 2011 году налоговой нагрузки и опережающим ростом тарифов естественных монополий. Большие надежды предприятия возлагают на механизм государственно-частного партнерства при финансировании крупных проектов. Кроме того, на конференции говорили о создании отраслевой лизинговой компании с участием государства. Все это позволило бы российским предприятиям снизить затраты на модернизацию, а в дальнейшем поддерживать производство на мировом уровне.


Взаимодействие с торговлей



Еще одно наметившееся противоречие в легпроме — конфликт интересов производства и торговли. Российский союз производителей одежды провел анализ рентабельности этих сфер. Как рассказала на конференции председатель Союза Светлана Беляева, согласно полученным данным, рентабельность предприятий Легпрома составляет 7-8%, торговли — от 30 до 70%.

По мнению финансового директора производственного объединения «Славянка» Эдуарда Борисенкова, корень противоречий — в системе закупок. Торговля зачастую диктует производителям условия сотрудничества, из всех возможных схем приобретения товара выбирая комиссию и реализацию. То есть товар отгружается без предоплаты, деньги за него поступают примерно через полгода, да к тому же возникает проблема остатков: они либо возвращаются на предприятие, либо продаются со скидками, установленными за счет производителей.

Эдуард Борисенков предложил рассматривать взаимоотношения производителей одежды и продавцов в контексте взаимодействия РОССИЙСКИХ предприятий, развития общей экономической ситуации в стране:

— Продавая на отечественном рынке 80% товаров зарубежного производства, отечественная торговля фактически дает возможность заработать — создать добавленную стоимость — Китаю, Турции и др. странам. То есть в России она не остается, — отметил он. — А что было бы, если бы соотношение между импортными и отечественными товарами в торговых сетях было прямо противоположным? Это означало бы, что добавленная стоимость оседала бы в карманах наших работников-россиян, которые являются потребителями и приходят за товарами в те самые торговые сети. Это привело бы к росту благосостояния не только продавца или производителя, но и конечного потребителя.

Выступавшие на конференции отмечали, что зачастую продавцы отказываются от отечественных товаров из-за их более высокой цены. И спикеры подчеркивали, что пока сырье, поставляемое из-за рубежа (а именно из него отшивается почти вся одежда в России), и готовые изделия, ввозимые оттуда, будут облагаться одинаковыми налогами, отечественные предприятия не смогут конкурировать с зарубежными по цене. Но особых условий для ввоза импортных тканей для отечественных швейных производств Минпромторг пока не предусматривает, объясняя это тем, что государство не может вводить специальных преференций исключительно для текстильщиков.

К сожалению, позиция торговых операторов относительно будущего национального рынка одежды вообще и взаимодействия с производителями в частности на рассматриваемой конференции, прошедшей в рамках форума «Индустрия моды», не была озвучена — не было их представителей среди собравшихся. Естественно, у них есть свое мнение о будущем национального рынка одежды вообще и взаимодействии с производителями в частности, у них своя правда об уровне рентабельности магазинов в условиях повышения аренды и налогов, а также снижения покупательского спроса. И пусть оно не было оглашено в рамках конференции, но на самой выставке поведение баеров торговых сетей и универмагов говорило о том, что конфронтация между отечественными производителями и ритейлерами не слишком остра. Баеры проявляли большой интерес к продукции представленных в экспозиции отечественных производителей. Они отметили, что кризис заставил многих торговых операторов обратить внимание на более низкий ценовой сегмент, а «наши» предприятия чаще работают именно в нем. Кроме того, одежда российского производства вполне выигрывает по качеству в сравнении с одеждой, что поставляется с Востока, а по цене — с аналогичной продукцией с Запада.





Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Апрель 2011




Все статьи рубрики Практика бизнеса

????????

Комментарии
Сообщений нет

Добавьте свое мнение:
Ваше имя (ник)*
Ваш email
Тема сообщения
Ваше сообщение*
Введите число на единицу меньше указанного 36181   




Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")    Назад    Выставки торгового оборудования    На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование



Журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Журнал "РесторановедЪ" ("Современный бизнес. Ресторан") на сайте Restoranoved.ru
Журнал "Современный отель" на сайте HotelExecutive.ru




Полезное
» Технологическое, холодильное оборудование для ресторанов. HI Cold

Темы публикаций
Свежий номер
Практика торговли (Торговое оборудование.)
» Архив » Подписка
» Online-журнал » Реклама
В номере
RETEXPO 2015: мы надеемся вдохновить вас!
 
HICOLD – холод высокого качества
 
Актуальные тенденции в архитектуре торговых центров
 
Денис Афанасьев, компания "ПРОФМАСТЕР": «Будем радовать заказчиков качеством услуг, стоимостью и сроками выполнения работ»
 
Правильное освещение превратит ресторан в новый для гостя мир
 
Магазины будущего рождаются сегодня
 
Надо плыть в голубой океан: биться в кровь времени уже нет
 
СТМ как вклад в будущее
 
Стратегия кооперации: командой выигрывать на классе
 
Как закрыть вопрос с электроэнергией?
 
Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед»: «Мы конкурируем за время наших читателей не с другими книжными магазинами, а с телевидением, Интернетом и алкоголем»
 
Меняя одежду, мы меняем мир
 
Сегмент БТиЭ переходит на мультиформатную модель бизнеса
 
Предложить тему


Сайт Retailmagazine.ru (Torg.spb.ru) - торговое оборудование, торговля
Перепечатка и использование материалов сайта и деловых журналов "Торговое оборудование. Лучший выбор", "Практика торговли" разрешены только с активной ссылкой на сайт Retailmagazine.ru с предварительного разрешения редакции.
Издательство "Наша деловая пресса" © 2006-2015
Журнал "Практика торговли. Торговое оборудование"
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Медиагруппа "Лучший Выбор"
Яндекс цитирования