Rambler's Top100
Весь Маркет Акции Популярные Новые Расширенный поиск
Ларь SD-720Q, ФАРТОВ Шкаф низкотемпературный D-420, ФАРТОВ Ларь SF-762, ФАРТОВ Шкаф морозильный BD-L280SD, ФАРТОВ Ларь SDQ-700, ФАРТОВ
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты


Практика бизнеса / Персонал

Экспаты в ритейле: мода прошла?

Кристина Юзефович, консультант по подбору персонала в сегменте «Розница и гостеприимство» компании «АНКОР Бизнес решения»
Кристина Юзефович, консультант по подбору персонала в сегменте «Розница и гостеприимство» компании «АНКОР Бизнес решения»
В последние несколько лет мы наблюдаем снижение количества иностранцев на руководящих позициях в отечественном ритейле, замещение их «нашими» специалистами. И дело не столько в экономическом кризисе и вынужденной экономии компаний. Cкорее, уместно говорить о том, что в России выросли собственные менеджерские кадры, квалификация которых не уступает квалификации коллег из-за рубежа. И приглашение Льва Хасиса на работу в Walmart – самое яркое подтверждение этому.

Каков же в действительности процент экспатов в топ-менеджменте российского ритейла сегодня? В каких случаях компании все-таки приглашают иностранцев? Можно ли сказать, что мода на экспатов прошла? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Кристину Юзефович, консультанта по подбору персонала в сегменте «Розница и гостеприимство» компании «АНКОР Бизнес решения».


- Изменилось ли отношение к экспатам на топовых позициях в ритейле по сравнению с нулевыми годами 21 века?



- Безусловно, отношение к экспатам в сфере розничной торговли изменилось за последние 10 лет развития рынка: если раньше иностранный топ-менеджер являлся необходимым звеном управления бизнес-процессом, то сейчас все больше управленческих функций берут на себя «подросшие» и обученные экспатами локальные специалисты.

Прежде всего, экспатов на рынке розницы стало меньше в количественном соотношении. В начале 2000-х годов рынок развивался за счет прихода в РФ иностранных компаний, таких как METRO Cash&Carry, IKEA, Auchan, которые вынуждены были приглашать экспатов из штата своих иностранных представительств, так как российских специалистов в рознице с необходимым набором профессиональных компетенций найти было крайне сложно.

Заслуга таких компаний, а соответственно и работавших в них экспатов, состоит в том, что в России с их появлением появились технологии розничных продаж (категорийный менеджент, визуальный мерчендайзинг, управление персоналом, стратегия девелопмента и пр.). Данные технологии за 10 лет были успешно растиражированы путем передачи профессионального опыта и появления специализированного образования на базе прикладных методик, как правило, в формате бизнес-школ и мастер-классов. Таким образом, «мода» на экспатов в ритейле как таковая исчезла, столкнувшись с более высоким качеством предложения со стороны кандидатского поля локальных специалистов.


- По-прежнему ли западные сети приглашают в руководство сетями иностранцев? Или они тоже уже оценили профессионализм и опыт российских специалистов?



- Да, в данный момент большое количество экспатов сохраняется топ-менеджменте лидирующих иностранных компаний, которые оперируют на федеральном уровне. Несмотря на это, даже сейчас доля российских управленцев в ритейле составляет не менее 40-50 %. На позициях руководителей второй линейки (руководители департаментов) в данный момент практически нет иностранцев.

Устойчивой тенденцией рынка розницы в настоящий момент является мода на экспатов-консультантов. Это проектные специалисты, приглашенные, как правило, для реализации более-менее узкой задачи в рамках всего бизнес-процесса.


- Если сравнить "популярность экспатов" в разных сегментах рынка, то на каком месте окажется ритейл по спросу на иностранных специалистов?



- Розница – сфера бизнеса, где доля экспатов традиционно высока, по сравнению с другими сегментами рынка. В этом плане схожи с ритейлом лишь производственный сектор и HоRеCа. Причем в рознице, в отличие от перечисленных областей, есть своя специфика: экспат, проработавший в России и странах СНГ, в дальнейшем будет цениться работодателями именно на данном территориальном рынке. Самыми очевидными примерами могут служить персоналии Патрика Лонге («О’Кей») и Яна Дюнинга (METRO Cash & Carry).


- Насколько просто принять на работу в России иностранца на позицию топ-менеджера?



- Что касается трудового законодательства РФ, то экспатом является любой иностранный высококвалифицированный специалист, приглашенный на работу в Россию. Найм его на работу отличается от найма мигранта. С одной стороны есть ряд преференций, например, работодателям не требуется разрешение на привлечение иностранных работников высокой квалификации, а разрешение на их работу может быть выдано сроком до 3 лет с возможностью пролонгации. Но с другой стороны приглашение иностранного специалиста на топовую позицию подразумевает дополнительные расходы работодателя на оформление рабочей визы и других необходимых документов, а также компенсацию на релокацию сотрудника, что существенно увеличивает затратную часть бюджета на персонал.

ФМС - о высококвалифицированных специалистах-иностранцах

В конце января 2012 г. специально для работодателей, использующих труд иностранных граждан на территории России, Федеральная миграционная служба выпустила «Памятку для работодателей» в рамках совместного проекта с Федеральной налоговой службой. Особое внимание в ней уделено оформлению разрешения на работу высококвалифицированным специалистам.



В частности в ней сказано, что «с 1 июля 2010 года появилось понятие «высококвалифицированный специалист» (ВКС). Им признается иностранный гражданин с опытом работы, навыками, достижениями в конкретной области деятельности, если условия привлечения к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):

1. В размере не менее 1 млн рублей из расчета за год (365 календарных дней) – для ВКС, являющихся научными работниками и преподвателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской деятельностью имеющими госаккредитацию учебными и научными госучереждениями.

2. Без учета требований к размеру заработной платы – для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково».

3. В размере не менее 2 млн рублей из расчета за год – для иных иностранных граждан.



ВКС предоставлен ряд преференций:

• работодателям не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников, являющихся ВКС;

• разрешение на работу может быть выдано сроком до 3 лет с возможностью продления;

• срок временного пребывания в РФ членов семьи ВКС определяется сроком действия разрешения на работу;

• ВКС и членам их семей на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) может быть оформлен вид на жительство;

• ВКС может быть выдано разрешение на работу, действующее на территории и двух и более субъектов РФ.



При привлечении ВКС работодателю необходимы:

• ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;

• трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ с привлекаемым ВКС;

• письменное обязательство оплатить расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением или депортацией привлекаемого им ВКС».





Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Февраль 2012




Все статьи рубрики Практика бизнеса

????????

Комментарии
Сообщений нет

Добавьте свое мнение:
Ваше имя (ник)*
Ваш email
Тема сообщения
Ваше сообщение*
Введите число на единицу меньше указанного 36300   




Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")    Назад    Выставки торгового оборудования    На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование



Журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Журнал "РесторановедЪ" ("Современный бизнес. Ресторан") на сайте Restoranoved.ru
Журнал "Современный отель" на сайте HotelExecutive.ru




Полезное
» Технологическое, холодильное оборудование для ресторанов. HI Cold

Темы публикаций
Свежий номер
Практика торговли (Торговое оборудование.)
» Архив » Подписка
» Online-журнал » Реклама
В номере
RETEXPO 2015: мы надеемся вдохновить вас!
 
HICOLD – холод высокого качества
 
Актуальные тенденции в архитектуре торговых центров
 
Денис Афанасьев, компания "ПРОФМАСТЕР": «Будем радовать заказчиков качеством услуг, стоимостью и сроками выполнения работ»
 
Правильное освещение превратит ресторан в новый для гостя мир
 
Магазины будущего рождаются сегодня
 
Надо плыть в голубой океан: биться в кровь времени уже нет
 
СТМ как вклад в будущее
 
Стратегия кооперации: командой выигрывать на классе
 
Как закрыть вопрос с электроэнергией?
 
Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед»: «Мы конкурируем за время наших читателей не с другими книжными магазинами, а с телевидением, Интернетом и алкоголем»
 
Меняя одежду, мы меняем мир
 
Сегмент БТиЭ переходит на мультиформатную модель бизнеса
 
Предложить тему


Сайт Retailmagazine.ru (Torg.spb.ru) - торговое оборудование, торговля
Перепечатка и использование материалов сайта и деловых журналов "Торговое оборудование. Лучший выбор", "Практика торговли" разрешены только с активной ссылкой на сайт Retailmagazine.ru с предварительного разрешения редакции.
Издательство "Наша деловая пресса" © 2006-2015
Журнал "Практика торговли. Торговое оборудование"
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Медиагруппа "Лучший Выбор"
Яндекс цитирования