Rambler's Top100
Весь Маркет Акции Популярные Новые Расширенный поиск
Бонета IHF-D2205P, ФАРТОВ Шкаф морозильный BD-L280SD, ФАРТОВ Шкаф низкотемпературный D-420, ФАРТОВ Ларь SDQ-700, ФАРТОВ Ларь SF-762, ФАРТОВ
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Практика бизнеса / Малый бизнес

Малый бизнес без табака?

Широко обсуждаемый в последний год антитабачный законопроект в октябре все-таки одобрен правительством. Это вызвало новую волну негодования представителей малого бизнеса, которые первыми ощутят на себе его действие, в случае принятия документа в сегодняшнем виде. Ведь если основная масса ограничений, предусмотренных законопроектом, вступит в силу через 3 года после его принятия, то ларькам и другим нестационарным объектам мелкой розницы запретят торговать сигаретами сразу. А это не просто сократит доходы малого бизнеса в ритейле, но для многих предприятий обернется закрытием.

Суть вопроса

Тема необходимости ужесточить регулирование оборота табака и ввести запрет на курение в общественных местах в России обсуждается с апреля 2008 года, после присоединения страны к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с курением. Подписав международный документ, страна тогда взяла на себя обязательства внести существенные изменения в действующее законодательство. В частности, в течение первых трех лет после подписания рамочной конвенции правительство должно было привести в соответствие с международными стандартами внешний вид сигаретных пачек, что и было сделано - укрупнены предупредительные надписи. Второй этап, на реализацию которого отпущено пять лет, предполагает введение полного запрета рекламы сигарет и спонсорства табачными компаниями любых событий и мероприятий.

В настоящий момент основным документом, регулирующим оборот и потребление сигарет, является Федеральный закон 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», принятый еще в 2001 году.

Напомним, разработанный Минздравом РФ законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» предполагает полный запрет курения в общественных местах, в том числе на территории учебных, медицинских, спортивных и культурно-образовательных учреждений; внутри ресторанов и гостиниц; на рынках; в пассажирском транспорте; в зонах обслуживания пассажиров и на расстоянии 10 м от входа в вокзалы, порты, станции метрополитена и аэропорты. Полный запрет курения в перечисленных помещениях вступит в силу только в 2016 году, а в течение переходного периода собственники объектов могут организовывать изолированные помещения для курильщиков.

Также законопроект предусматривает увеличение доли акциза в розничной цене сигарет до 50%, что приведет к увеличению ставки специфического акциза на 470%, следовательно, - к росту розничных цен на сигареты в три раза. С 2015 года предусматривается введение системы ЕГАИС для производства табачных изделий, а также минимальных розничных цен по типу водочных (сейчас для сигарет устанавливается максимальная розничная цена).

Серьезные изменения законопроект предусматривает и для системы сбыта табачной продукции. Он запрещает ее продажу в заведениях общепита, киосках и ларьках, но оставляет это право для стационарных магазинов площадью свыше 50 кв. м (на селе – свыше 25 кв. м). Кстати реализации табачных изделий в них будет осуществляться без выкладки - покупатель сможет выбирать товар по специальному прейскуранту. Более того, зона торговли сигаретами должна будет находиться не менее чем в 3 м от касс.

Также законопроект предусматривает право региональных властей устанавливать еще более жесткие ограничения мест и условий продаж, а также мест, где запрещено курение, по своему усмотрению, что также заставляет предпринимателей насторожиться.

Ожидаемые результаты

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту подчеркивается, что после принятия нового закона поступления в бюджет средств от табачных акцизов увеличатся в четыре раза и к 2014 году составят 466 млрд рублей при общей сумме затрат на реализацию указанных в законе мер в 615 млн рублей. Но в документе совершенно не говорится о том, например, что после его принятия будет нанесен серьезный удар по малому бизнесу. По оценкам УК «Финам Менеджмент», сейчас на киоски, павильоны и ларьки приходится около половины объема рынка табачных изделий в России, составившего в прошлом году около 9 миллиардов долларов.

- До 36 тысяч мелких предприятий Петербурга напрямую пострадают от антитабачного закона, - констатирует председатель совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. – В нашем городе табачные изделия и пиво дают в обороте малых магазинов 8-12%. Это немного, но за счет цены и за счет того, что они обеспечивают комплексность ассортимента, эти товары дают в совокупности до трети оборота. Допустим, вы заскочили в магазинчик за сигаретами, и - заодно купили хлеб и молоко. А если не будет в магазинчике сигарет, то вы в этот станете реже в него заходить, выберете магазин, где можно купить весь необходимый пакет товаров. Сигареты в рознице являются трафикообразующим товаром.

Многие предприниматели всерьез подумывают о закрытии бизнеса или, как минимум, о сокращении. По подсчетам Алексея Третьякова, в итоге без работы могут остаться десятки тысяч человек. И не исключено, что это спровоцирует социальный протест.

По мнению генерального директора ассоциации «Табакпром» Вадима Желнина, высказанному в интервью «Фонтанке», киоскам, торгующим табаком, нужна, как минимум, двухлетняя отсрочка, чтобы переквалифицировать свои точки – распродать уже имеющиеся запасы и найти новых поставщиков. В ином случае предпринимателей ждет разорение.

Вопрос «сетевого лобби»

Большинство представителей петербургского малого бизнеса уверены, что антитабачный законопроект стал рассматриваться правительством благодаря влиянию «сетевого лобби».

- Принятие закона о госрегулировании алкогольной продукции и грядущее принятие антитабачного закона – это последовательное лоббирование интересов сетей, - считает председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров. – Ведь если человек не сможет приобрести пачку сигарет вблизи дома или по пути на работу, он будет покупать их в гипермаркетах и уже не по одной пачке, а блоками - «про запас».

Правда, партнер компании Retail Training Group Елена Комкова в интервью «Фонтанке» отрицает «сетевое лобби»:

- Для сетевой розницы та выручка, которая планируется от продажи сигарет, – это капля в море, так как зарабатывают они на другом, - говорит она.

Но вот одна из последних новостей: антитабачный закон подтолкнул владельца крупнейшего в России дистрибьютора сигарет – ГК «Мегаполис» (входит в холдинг «Меркурий») к созданию собственной мелкорозничной сети в регионах, состоящей из магазинов площадью от 50 кв. м. Развитая собственная логистическая сеть «Мегаполиса» позволит компании создать розницу на имеющейся инфраструктуре. И, если учесть, что холдинг «Меркурий» является владельцем сетей «Дикси» и «Виктория», можно, как минимум, допустить заинтересованность сетевиков в ограничениях, вводимых антитабачным законом для мелких ритейлеров.

Пока рассматриваемый законопроект не принят, имеет смысл бороться хотя бы за какие-то разумные послабления в нем для малого бизнеса. Эксперты надеются, что закон не будет принят в этом году и ждут поправок в документ от депутатов Госдумы.

Предприниматели против

165 тысяч московских киоскеров написали письмо президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой защитить малый бизнес. А в Петербурге и Ленобласти предприниматели – владельцы газетных киосков обратились за поддержкой к вице-премьеру Владиславу Суркову, который возглавлял правительственную комиссию, рассматривавшую антитабачный законопроект. Все они требуют изменить трактовку законопроекта или вовсе исключить из него статью, запрещающую реализацию табачной продукции в объектах торговли площадью менее 50 кв. м.


Мнение Минэкономразвития

Министерство экономического развития в своем заключении по предложенному Минздравом РФ законопроекту об ограничении потребления табака, отметило, что запрет на продажу табачных изделий в магазинах площадью менее 50 кв. м может привести к закрытию порядка 175 тыс. торговых точек и сокращению 300-500 тыс. рабочих мест. К тому же возникает вероятность увеличения потребления табачной продукции, поскольку курильщикам придется закупаться впрок и в гораздо большем количестве, что прямо противоречит заявленным целям Минздрава.

Минэкономразвития также обратило внимание, что полный запрет на рекламу сигарет может негативно повлиять и на рекламный рынок, которому табачники принесли в 2011г. более 1 млрд руб. Для сравнения: объем национального рекламного рынка в 2011г., по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, составил 263,4 млрд руб.





Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Ноябрь 2012




Все статьи рубрики Практика бизнеса

????????

Комментарии
Сообщений нет

Добавьте свое мнение:
Ваше имя (ник)*
Ваш email
Тема сообщения
Ваше сообщение*
Введите число на единицу меньше указанного 36181   




Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")    Назад    Выставки торгового оборудования    На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование



Журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Журнал "РесторановедЪ" ("Современный бизнес. Ресторан") на сайте Restoranoved.ru
Журнал "Современный отель" на сайте HotelExecutive.ru




Полезное
» Технологическое, холодильное оборудование для ресторанов. HI Cold

Темы публикаций
Свежий номер
Практика торговли (Торговое оборудование.)
» Архив » Подписка
» Online-журнал » Реклама
В номере
RETEXPO 2015: мы надеемся вдохновить вас!
 
HICOLD – холод высокого качества
 
Актуальные тенденции в архитектуре торговых центров
 
Денис Афанасьев, компания "ПРОФМАСТЕР": «Будем радовать заказчиков качеством услуг, стоимостью и сроками выполнения работ»
 
Правильное освещение превратит ресторан в новый для гостя мир
 
Магазины будущего рождаются сегодня
 
Надо плыть в голубой океан: биться в кровь времени уже нет
 
СТМ как вклад в будущее
 
Стратегия кооперации: командой выигрывать на классе
 
Как закрыть вопрос с электроэнергией?
 
Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед»: «Мы конкурируем за время наших читателей не с другими книжными магазинами, а с телевидением, Интернетом и алкоголем»
 
Меняя одежду, мы меняем мир
 
Сегмент БТиЭ переходит на мультиформатную модель бизнеса
 
Предложить тему


Сайт Retailmagazine.ru (Torg.spb.ru) - торговое оборудование, торговля
Перепечатка и использование материалов сайта и деловых журналов "Торговое оборудование. Лучший выбор", "Практика торговли" разрешены только с активной ссылкой на сайт Retailmagazine.ru с предварительного разрешения редакции.
Издательство "Наша деловая пресса" © 2006-2015
Журнал "Практика торговли. Торговое оборудование"
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Медиагруппа "Лучший Выбор"
Яндекс цитирования