Rambler's Top100
Весь Маркет Акции Популярные Новые Расширенный поиск
Шкаф низкотемпературный D-420, ФАРТОВ ,

,

,

,

retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Практика бизнеса / Маркетинг & Реклама

Портрет вашего покупателя

Три желания современного потребителя: качественный продукт, комфортный сервис и адекватная цена

В условиях постоянно развивающегося рынка ритейла владельцы и управляющие объектами всех типов торговли вынуждены постоянно совершенствовать свою деятельность, разрабатывая и реализуя интегрированные стратегии роста и развития. При этом одно из основных условий этого развития — необходимость учитывать постоянно меняющуюся модель покупательского поведения.



Индекс потребительских настроений (ИПН


Динамика уровня жизни российских потребителей показывает, что к 2013 году процент населения, готового приобретать вещи длительного пользования, возрос (в сравнении с 2000 годом, когда людям не хватало средств на приобретение продуктов питания и одежды). Это происходит за счет роста денежных доходов массовых слоев населения, развития потребительского кредитования, безналичных расчетов.

Учитывая, что рост индекса потребительских настроений на 1% приводит к увеличению потребительских расходов на 0,3% при том же уровне денежных доходов населения, можно сделать следующие выводы.

В ближайшее время ожидается стагнация потребительских настроений, в лучшем случае — медленный рост по мере увеличения денежных доходов.

В более отдаленной перспективе — продолжение концентрации спроса в сегменте текущих потребностей, то есть одежда (затухание), обустройство домашнего очага, отдых/туризм (повышение).

— Сейчас доля продуктов питания в общей корзине потребителя значительно снизилась, — подчеркивает генеральный директор «ГфК-Русь» Александр Демидов. — Но с другой стороны, появились иные расходы, которые повысились. Это прежде всего жилье, коммунальные услуги, расходы на отдых, на образование. Расходы на товары временного пользования.
Сегодня люди готовы делать вклады в банках, совершать крупные и престижные покупки. Приобретение престижных товаров особенно актуально для менталитета российского потребителя. В России престижная покупка является показателем места в жизни, того, чего достиг человек, совершивший ее.

Причем речь идет не только о товарах временного пользования, но и о продуктах питания. При этом потребитель готов покупать товары престижные, но в то же время не готов за них переплачивать.

Покупательское поведение современного потребителя преимущественно спонтанное даже у той категории покупателей, которые привыкли ходить в магазин со списком.

Особой популярностью у покупателей XXI века пользуются товары и услуги из категории «здоровый образ жизни» и «защита окружающей среды».
Еще одна популярная у российского потребителя категория — это товары, предназначенные для совершенствования внешности. В России этот показатель намного выше, чем в европейских странах.


От людей наевшихся к людям одевшимся


Очень важный момент, который следует учитывать при совершенствовании торговли в России, — это ставка на демонстративное поведение покупателя, характерное для нашей страны.

— Потребление помимо удовлетворения потребностей в питании, одежде и жилье всегда имеет социальную составляющую, то есть является способом подтверждения социального статуса, — отмечает руководитель отдела изучения уровня жизни, доходов и потребления населения исследовательской компании «Левада-центр» Марина Красильникова. — Советское общество продуцировало людей с менталитетом «бедного потребителя», которым для подтверждения своего статуса важно хорошо питаться и покупать дорогую одежду. И до сих пор это представление никуда не делось, что подтверждают многие социологические исследования.

Многих маркетологов, особенно зарубежных, удивляло количество покупателей в элитных брендовых магазинах, открытых в России. Причем клиентами этих бутиков становились люди, которые на самом деле финансово не готовы покупать такую дорогую одежду. Это происходит потому, что россиянам все еще стыдно экономить на одежде.

— Российского потребителя проще понять и предсказать его действия, если исходить из этого представления, а не из теории о среднем классе, который находится на следующей ступени потребления, — объясняет Марина Красильникова. — В обществе, где ценностью становится человеческий капитал, модным, престижным и статусным является потребление, направленное на его развитие. Модно и престижно тратить деньги на образование, на здоровый образ жизни, на элитные вещи, но ни в коем случае не на покупку одежды. И совсем уж не на питание, которое может быть каким угодно скромным, и никто не обратит на это внимание. Нам до этого еще предстоит дорасти.
У нас же пока в противовес Европе продукты питания и одежда для значительной части населения по-прежнему являются статусными товарами.


«Капризные» новинки


Важным фактором успешной реализации товара, его продвижения и развития является обратная связь с покупателем и его информирование, особенно если товар является инновационным. При этом мнения специалистов о лояльности к инновациям несколько расходятся. Одни говорят о том, что новинка значительно оптимизирует продажи, другие рекомендуют относиться к новинкам очень аккуратно. Дело в том, что сегодня основная масса потребителей предпочитает приобретать традиционные вещи, только порядка 17% готовы покупать новинки.

Так, по мнению генерального директор компании «Крафт Фудс Рус» Ромео Ласерда, компании должны тратить на инновации не менее 10% своего дохода, постоянно отслеживая реакцию ритейлеров и потребителей на новинки. Для продвижения инновационных продуктов эксперт рекомендует использовать все доступные компании каналы: как традиционную рекламу и PR, так и всевозможные тесты, дегустации, сэмплинги в  местах продаж, чтобы потребитель мог самостоятельно убедиться в том, что продукт действительно
стал новым.

Но… Как свидетельствуют данные маркетинговых исследований, сами по себе инновации еще не гарантируют лояльность: всего лишь 30–40% потребителей, попробовав новинку, продолжают покупать ее в дальнейшем. При этом самый высокий показатель лояльности, как ни странно, у классического кефира — верными ему остаются 70–80%
потребителей.


Главный советчик и консультант — Интернет


Какой бы товар ни выбирал современный потребитель, ему все больше необходим комфорт, удобство при совершении покупки и информация о товаре.
С 2005 года повседневное посещение магазинов перестало быть для потребителя праздником. Процент людей, которые готовы ходить по магазинам, снижается.

Это связано с тем, что, во‑первых, ассортимент, особенно в сетях, в последние годы остается стандартным и скучным. А во‑вторых, посещение этих магазинов отнимает массу времени и превращается в необходимость. Одним словом, те, кто не пользуется Интернетом, покупает что есть за более высокую стоимость и тратит на это больше
времени.

Соответственно, Интернет все больше и больше занимает лидирующие позиции.
Практика показывает, что на сегодняшний день наиболее востребованным методом сбора информации современным потребителем перед принятием решения о покупке является Интернет. В первую очередь, используются максимальные возможности Интернета для сравнения предложений различных ритейлеров.

Безусловно, с этой точки зрения интернет-магазины имеют большие преимущества перед традиционной формой торговли. Они предлагают более выгодные цены благодаря экономии за счет издержек на аренду, складские площади, персонал. И несмотря на то, что на данном этапе заменить традиционные магазины их «интернет-коллеги» вряд ли смогут, работая в тандеме, они могут приносить хорошие прибыли.

Например, по словам ритейл-директора компании «Джинсовая Симфония» Евгения Лаврова, при одинаковых ценах в онлайн- и офлайн-магазинах интернет-магазин компании дает выручку, сравнимую с хорошим московским магазином сети. Соответственно может служить источником дополнительной прибыли для компании, обеспечивая доступ практически во все регионы страны, даже те, где пока не представлены розничные магазины марки.

Эксперты ритейла единодушны в том, что сегодня необходима смена стратегии от офлайн-торговли к онлайн-торговле.

Но интеграция розницы с Интернетом процесс не быстрый и достаточно сложный.


Потребителю нужна энергия


Итак, традиционная торговля будет продолжать развиваться в сотрудничестве с Интернетом, делая ставку на повышенное внимание к каждому покупателю, выстраивание персональных отношений. Самое главное сегодня — проникновение в бизнес культуры и творчества, что проявляется в том числе и в таких штрихах, как аромабрендинг, аудиобрендинг, визуализация.

— Закончилось время «складов на пути следования». Мы живем на энергии людей, поэтому мы должны быть интересными и полезными, — поделился опытом генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов. — Раньше практиковалась отработка дисконтных магазинов без творчества. Сегодня это не работает, разработка досуга клиентов — это одно из условий нашего успеха на рынке. Кроме того, наш главный ресурс — это управленческий персонал, а его эволюция внутри любой компании является первостепенной задачей и мощным ресурсом роста. Поэтому персонал необходимо обучать, развивать и мотивировать, ведь каждый сотрудник — это носитель корпоративной культуры и ценностей компании. 


Учитывая все перечисленные выше моменты, можно сформулировать модель, по которой современный потребитель принимает решение о покупке.
Во‑первых, он хочет покупать все в одном месте. Это предполагает развитие ассортимента внутри самого формата.

Во‑вторых, процесс покупки не должен быть скучным и однообразным.

В‑третьих, потребитель желает приобретать все более качественные товары, но при этом не согласен за них переплачивать. С этой точки зрения необходимо развитие собственных марок, привлекательная цена которых не должна быть в ущерб качеству.

В‑четвертых, потребителю (особенно российскому!) не хватает свежих, качественных продуктов.

В‑пятых, актуальная информация о товарах, что требует совершенствования технологий продвижения.

Свежий и качественный продукт, комфортный сервис, адекватная цена — вот чего хочет современный потребитель от ритейла. С одной стороны, мало, но с другой — чтобы объединить все эти показатели в единое целое, необходимо проделать колоссальную работу.

Покупательское поведение современного потребителя преимущественно спонтанное. Даже у той категории покупателей, которые ходят в магазин со списком!



В XXI веке очень популярны товары и услуги из категории «здоровый образ жизни» или продающиеся под лозунгами защиты окружающей среды.



В России в отличие от Европы продукты питания и одежда для значительной части населения по-прежнему являются статусными товарами.

Например, россиянам все еще стыдно экономить на одежде.



Аналитики рекомендуют компаниям-производителям тратить на инновации не менее 10% своего дохода, постоянно отслеживая реакцию ритейлеров и потребителей на новинки. Однако сами по себе инновации еще не гарантируют лояльность: всего лишь 30–40% потребителей, попробовав новинку, продолжают покупать ее в дальнейшем.



Большинство потребителей предпочитает приобретать традиционные вещи, только порядка 17% готовы покупать новинки.

Самый высокий показатель лояльности — 70–80% — у классического кефира.



Сейчас наиболее востребованным методом сбора информации современным потребителем перед принятием решения о покупке является Интернет.


Алла Чередниченко

по материалам XX саммита «Торговля в России»




Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Июнь 2013




Все статьи рубрики Практика бизнеса

????????

Комментарии
Сообщений нет

Добавьте свое мнение:
Ваше имя (ник)*
Ваш email
Тема сообщения
Ваше сообщение*
Введите число на единицу меньше указанного 35963   




Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")    Назад    Выставки торгового оборудования    На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование



Журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Журнал "РесторановедЪ" ("Современный бизнес. Ресторан") на сайте Restoranoved.ru
Журнал "Современный отель" на сайте HotelExecutive.ru




Полезное
» Технологическое, холодильное оборудование для ресторанов. HI Cold
» Торговое, холодильное оборудование. Спецхолодмонтаж

Темы публикаций
Свежий номер
Практика торговли (Торговое оборудование.)
» Архив » Подписка
» Online-журнал » Реклама
В номере
RETEXPO 2015: мы надеемся вдохновить вас!
 
HICOLD – холод высокого качества
 
Актуальные тенденции в архитектуре торговых центров
 
Денис Афанасьев, компания "ПРОФМАСТЕР": «Будем радовать заказчиков качеством услуг, стоимостью и сроками выполнения работ»
 
Правильное освещение превратит ресторан в новый для гостя мир
 
Магазины будущего рождаются сегодня
 
Надо плыть в голубой океан: биться в кровь времени уже нет
 
СТМ как вклад в будущее
 
Стратегия кооперации: командой выигрывать на классе
 
Как закрыть вопрос с электроэнергией?
 
Денис Котов, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед»: «Мы конкурируем за время наших читателей не с другими книжными магазинами, а с телевидением, Интернетом и алкоголем»
 
Меняя одежду, мы меняем мир
 
Сегмент БТиЭ переходит на мультиформатную модель бизнеса
 
Предложить тему


Сайт Retailmagazine.ru (Torg.spb.ru) - торговое оборудование, торговля
Перепечатка и использование материалов сайта и деловых журналов "Торговое оборудование. Лучший выбор", "Практика торговли" разрешены только с активной ссылкой на сайт Retailmagazine.ru с предварительного разрешения редакции.
Издательство "Наша деловая пресса" © 2006-2015
Журнал "Практика торговли. Торговое оборудование"
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"
Медиагруппа "Лучший Выбор"
Яндекс цитирования