В Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты России состоялся XXII международный саммит «Торговля в России», в котором приняли участие около 300 специалистов — владельцев и топ-менеджеров ритейла, представителей банков и инвестиционных фондов, маркетологов, экспертов и аналитиков отрасли. Они обсудили острые проблемы розничной торговли, способы повысить эффективность бизнес-процессов компаний.
Мероприятие проводится ежегодно с 1998 года и является крупнейшим деловым и инвестиционным форумом страны в области розничной торговли. Здесь обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли и формируется точка зрения на ключевые вызовы, стоящие перед отечественным ритейлом.
Кризисная ситуация — повод не плакаться, но собраться
— Год будет весёлый, время нас ждёт турбулентное, мы меряемся с Западом, кто круче, — открыл саммит Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, Inc.
Впрочем, кризисная ситуация — не повод плакаться, а повод, чтобы собраться и сделать больше и лучше, чем в обычное время. Об этом говорил Александр Борисов, председатель комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ, генеральный директор ММБА.
— Мы сейчас все в одной лодке — и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), и основные поставщики, и производители, — сказал Александр Иванович. — И в связи с этим когда либо местные власти, либо национальные власти мучительно пытаются изобрести некие инструменты, с помощью которых либо ограничить торговую наценку, либо сделать что-то ещё подобное, всех — раз! — и сразу отрегулирует рынок. И мы старательно убеждаем власти всех уровней, что на самом деле очень многое будет зависеть от нас самих.
Чтобы не допустить ни необоснованную наценку, ни сокращение поставок, ни взаимные упрёки и штрафы, общероссийские союзы и ассоциации производителей, торговых сетей и потребителей продовольственных товаров и сырья подписали меморандум о регулировании цен. Согласно этому меморандуму, производители и поставщики обязуются не допускать необоснованный рост отпускных цен, искусственно не сокращать объёмы поставок, обеспечивать качество, искать дополнительные инвестиции в отечественное производство или наращивать импорт. А ритейлеры, в свою очередь, обязуются не допускать необоснованного роста розничных цен, не сокращать объёмы и качество продовольствия, а также объёмы и качество услуг, оказываемых поставщикам. Помимо этого, торговые сети обязуются облегчать доступ в розничную торговлю качественной отечественной продукции.
Более подробно об этом документе
Александр Борисов рассказывает нам в своём интервью
.
Не позволяйте гнобить малую торговлю!
Важную тему поднял Владлен Максимов, вице-президент НП «ОПОРА РОССИИ», президент Всероссийского движения «Коалиция киоскёров».
— По моему глубокому убеждению, нам давно пора расстаться с концепцией «цивилизованного» и «нецивилизованного», «современного» и «несовременного» рынка, — сказал он. — Эта концепция родилась несколько лет назад и подразумевает, что есть retail — «цивилизованный» формат торговли и… всё остальное — «нецивилизованное», которое должно потихоньку умирать. При этом и на Западе, и на Востоке давно восторжествовала концепция многоформатности, когда разные форматы торговли сосуществуют и дополняют друг друга. Но дело даже не в этом. Те, кто сегодня призывает гнобить малую торговлю вообще, и те, кто с ними соглашается, делают серьёзнейшую ошибку. Мы с вами знаем на примерах прошлого века (а я писал кандидатскую диссертацию по 1920 году), как региональные власти, очистив — или, как они говорят, «оптимизировав» — малую торговлю, принимаются за средних и больших. Коллеги, административный нажим на мелкий и крупный бизнес происходит по разным сценариям, но вы лучше меня знаете, что такие схемы давления существуют, и то, что вчера казалось невероятным, завтра может оказаться вполне возможным. Поэтому в непростых условиях эмбарго мы, я убеждён, должны быть все вместе!
По сути, Максимов продолжает мысль Борисова о том, что все мы в одной лодке, раскачивать которую — чревато: разумнее взяться за вёсла дружно и грести до ближайшего берега.
У нас объективно нет другого выхода, как только защищать свою экономику
А пока до берега далеко. Кандидат политических наук Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), социолог, журналист, публицист, и Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО, подтвердили, что кризисная тенденция будет продолжаться долго.
— Работать нужно будет много, гораздо больше, чем раньше, — говорит Борис Кагарлицкий. — Кризис будет продолжаться, и не потому, что государство так решило: санкции просто ложатся на общий тренд. Этому способствует и кризисная ситуация мирового рынка, и несбалансированности экономики отдельных стран. Но когда (если) работа будет сделана, то мы обнаружим, что её станет не только меньше, но начнётся подъём.
— Российская экономика входит в период второй волны кризиса, — подтверждает слова своего коллеги Василий Колташов. — У нас объективно нет другого выхода, как только защищать свою экономику.
82% на FMCG
— В 2014 году потребительский рынок ожидает сдержанный рост в пределах инфляции — 5,5%, — Виктория Давитаиа, директор по работе с клиентами Consumer Panel Services, GfK Rus, предоставила участникам саммита исследование потребительской панели, в которой приняло участие 10 000 домохозяйств в России, ежедневно покупающие FMCG-товары. — Однако развитие рынка будет существенно зависеть от экономической ситуации в стране и динамики доходов населения.
Виктория подтвердила тенденцию повышения вклада сетей в развитие FMCG-рынка: в первом полугодии 2014 года топ-100 розничных сетей в России достигли 45% значимости, на 3% превышая соответствующий показатель 2013 года, хотя доля их значимости по регионам различается. Топ-10 федеральных сетей за первое полугодие 2014 года остался неизменным, но изменились места в рейтинге: гипермаркеты «Лента» и О,Кей поменялись местами (см. таблицу «Россия. Топ-10 федеральных сетей»).
По данным GfK, средняя российская семья тратит около 9700 рублей в месяц, или 116 500 рублей в год, на товары повседневного спроса. Доля таких товаров в потребительской корзине составляет 82% (см. диаграмму «Доля товаров повседневного спроса в потребительской корзине»).
При этом 12% всех затрат россиян на FMCG идут на покупку упакованных импортных товаров из стран, находящихся под санкциями (см. круговую диаграмму «Распределение продукции FMCG»). Таким образом, перед российским бизнесом встаёт задача найти им адекватную альтернативу.
Главный итог саммита
В целом, как было отмечено на саммите «Торговля в России», в кризис активность малого и среднего розничного бизнеса повышается, а значит — повышается его эффективность. И главное здесь — просто работать. И наша лодка вырулит к берегу!
Организатор саммита — NTA Event при поддержке Национальной Торговой Ассоциации, Торгово-промышленной палаты России и Московской Международной Бизнес-Ассоциации.