Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в дальнейшем — Закон) был принят ещё в феврале 2013 года. Он ввёл целый ряд новых ограничений, в том числе в отношении торговли сигаретами и курения в общественных местах. Часть ограничений вступила в силу летом 2013 года, другие начали действовать с 1 июня 2014 года.
Всё, что запрещено
С лета этого года нельзя продавать сигареты и другие табачные изделия путём развозной торговли, а также в ларьках и киосках; исключение составляют те населенные пункты, где нет ни одного магазина или павильона. Кроме того, сигареты не могут продаваться путем разносной торговли или дистанционно. Запрещается также продажа табачных изделий с использованием торговых автоматов.
Законом вводятся ограничения и в отношении мест продажи табачной продукции. Как и раньше, сигареты не могут продаваться на территориях школ, университетов и других образовательных учреждений и в диапазоне ста метров от границ их территорий, а также на территориях и в помещениях вокзалов, аэропортов (кроме магазинов беспошлинной торговли), больниц, поликлиник и других медицинских учреждений. Кроме того, запрещается продажа табачной продукции в помещениях гостиниц и органов государственной власти и управления, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения. Запрет на осуществление торговли табачными изделиями на транспорте междугороднего или международного сообщения Законом не предусмотрен.
Как теперь можно продавать сигареты
За исключением населенных пунктов, в которых нет ни одного магазина или павильона, сигареты можно продавать только в магазинах или павильонах. Павильон или магазин не может располагаться на территории или внутри объекта, где продажа табака запрещена. Например, если магазин находится на расстоянии менее ста метров от университета, продавать табачную продукцию в нём нельзя.
Что касается организации продаж, с 1 июня 2014 года ограничены выкладка и демонстрация табачной продукции в торговом объекте. То есть, зайдя в магазин, покупатель не должен видеть, как раньше, выставленных пачек или блоков сигарет и папирос. Демонстрация табачной продукции разрешена по требованию покупателя после того, как он ознакомился с перечнем табачной продукции, предлагаемой к продаже.
Вводятся обязательные требования для перечня табачной продукции: он выполняется буквами одинакового размера чёрного цвета на белом фоне и составляется в алфавитном порядке без использования графических изображений и рисунков. В перечне помимо наименований должны быть указаны цены на табачную продукцию, предлагаемую к продаже. Закон также не запрещает дополнять перечень другой информацией, относящейся к табачной продукции. Это, например, могут быть характеристики табачной продукции (содержание никотина, смол). Такая информация не должна рассматриваться как реклама.
Закон не регулирует порядок демонстрации табачной продукции по требованию покупателя. Торговая точка вправе самостоятельно определять, как именно табачная продукция будет демонстрироваться. Так, по требованию покупателя табачную продукцию может демонстрировать сам продавец, а может использоваться и специальное торговое оборудование. Здесь нужно отметить, что продавец вправе демонстрировать одну пачку, несколько пачек или все имеющиеся в наличии наименования табачной продукции в зависимости от того, что конкретно потребовал покупатель. При этом при открытии оборудования, в котором хранится продукция, покупателю на короткое время может быть видна не только та продукция, которую он попросил ему показать, но и другие пачки.
Также Закон не запрещает продавцу информировать покупателя о характеристиках продукции в соответствии с законодательством о защите прав потребителей: по закону о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Причём предоставлена такая информация должна быть покупателю до момента реализации товара. Поэтому покупатель вправе так долго, как ему требуется, знакомиться с имеющейся в наличии продукцией и её характеристиками, а продавец не вправе ограничивать его в этом.
Как можно продвигать новый товар
Нужно помнить о том, что в России с 15 ноября 2013 года, когда изменился закон о рекламе, действует запрет рекламы табачной продукции. Закон ввёл также ряд запретов в отношении продвижения табачной продукции. Так, запрещается продажа сигарет со скидкой и бесплатная раздача табачной продукции населению, в том числе в виде подарков.
Нельзя проводить мероприятия (лотереи, конкурсы) с призами в виде табачной продукции или условием участия в которых является приобретение табачных изделий. В целом, любые культурные, спортивные и иные массовые мероприятия не должны побуждать к покупке или употреблению табачных изделий. Нельзя наносить табачные товарные знаки (бренды, «трейд-марки») на любые не табачные изделия (чашки, футболки и прочее). Запрещена и розничная продажа табачной продукции, упакованной в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями (набор из сигарет и зажигалки и тому подобное). Соответственно, возможности для продвижения табачной продукции на рынке сегодня существенно ограничены.
К ответственности за нарушение запрета бесплатной раздачи табачных изделий помимо Роспотребнадзора может привлекать полиция.
Когда может проводиться проверка
Проверять соблюдение правил продажи табачной продукции, а также соблюдения запрета стимулирования продажи и потребления табачной продукции уполномочен Роспотребнадзор. Как и по другим вопросам в компетенции Роспотребнадзора, проверка соблюдения ограничений продажи табачной продукции может быть плановой или внеплановой.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планом, размещаемым на сайте соответствующего госоргана, а также на сайте Генеральной прокуратуры. Так, на сайте Роспотребнадзора можно проверить, будет ли конкретная организация проверяться в 2014 году. Плановые проверки не должны проводиться чаще, чем раз в три года. Проверяющий госорган обязан уведомить лицо о предстоящей проверке в течение трёх рабочих дней до её начала, направив копию распоряжения о проведении проверки.
Внеплановые проверки могут проводиться только в определенных случаях. В частности, такая проверка может быть проведена в магазине, у которого истёк срок исполнения предписания об устранении нарушений по результатам предыдущей проверки, а также если в отношении магазина поступили заявления граждан или юридических лиц, появились сообщения в СМИ о возможном причинении вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Внеплановая проверка также может быть назначена на основании требования прокурора по поступившим к нему материалам.
Основным документом, регламентирующим проведение проверки, является распоряжение (приказ) о её проведении. Помимо наименования юридического лица и проверяющего органа, в таком распоряжении должны быть указаны должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, и цели проверки. Это означает, что магазин может не представлять документы и иные сведения должностным лицам, не указанным в распоряжении. Кроме того, до начала проверки нужно убедиться, что распоряжение подписано руководителем или заместителем руководителя проверяющего органа.
Магазин может не предоставлять документы и иные сведения должностным лицам, не указанным в распоряжении.
Как она должна проводиться
По общему правилу, проверка должна проводиться в присутствии руководителя проверяемой организации. Если руководителя нет на месте, заменить его может другой уполномоченный представитель, который на основании доверенности, должностной инструкции, внутреннего приказа или иного документа имеет право представлять магазин в рамках проверок. Нужно иметь в виду, что Роспотребнадзор может проводить проверку даже в отсутствие руководителя и других уполномоченных лиц, если проверяемая организация была должным образом уведомлена о предстоящей проверке.
Проверка без присутствия руководителя или уполномоченного лица может также проводиться, если она проходит внепланово в связи с поступлением в госорган информации о случае причинения вреда жизни или здоровью гражданина, вреда окружающей среде (такое основание проведения проверки должно быть указано в распоряжении о её проведении).
Срок проверки обычно составляет 20 рабочих дней и может быть продлён на еще 20 рабочих дней при наличии соответствующих оснований. Предприятия малого бизнеса не должны проверять больше 50 рабочих часов (с возможностью продления еще на 15 часов) за год.
По результатам проверки должен быть подписан акт, копия которого должна быть предоставлена проверяемому лицу. Также по результатам проверки организации может быть выдано предписание об устранении обнаруженных нарушений. Если администрация не согласна с фактами или выводами, приведенными в акте или в предписании, она может направить свои возражения в проверяющий орган в течение 15 дней.
Если в ходе проверки были обнаружены какие-либо нарушения, на основании акта может быть вынесено постановление о привлечении к ответственности. Постановление может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней с момента получения его копии.
Обращаем внимание также, что к ответственности за нарушение запрета бесплатной раздачи табачных изделий помимо Роспотребнадзора может привлекать полиция.
В некоторых случаях Роспотребнадзор может проводить проверку даже в отсутствие руководителя и других уполномоченных лиц.