Требования к сервису в Санкт-Петербурге традиционно выше, чем в других регионах, а с введением санкций меняются и предпочтения покупателей. На форуме «Торговля большого города» поставщики и руководители сетей говорили о требованиях, предъявляемых розничным сетям Санкт-Петербурга и Северо-Запада в новых экономических условиях.
Требования ритейлеров к поставщикам:
— уровень сервиса, включающий стабильность цен, качество товара, логистические и складские возможности;
— известность или, по крайней мере, интерес потребителя к поставщику;
— возможность обеспечения своей продукцией всей сети;
— готовность предоставить ритейлеру продукцию для СТМ.
Петербуржцы водке с огурцом чаще предпочтут вино с сыром
Как факт — остатки продукции стран, попавших под санкции, ещё есть на складах российских дистрибьюторов. Часть дистрибьюторов стараются её реализовать по завышенным ценам для компенсации будущей недополученной прибыли от прекращения поставок. Но каких-либо всплесков спроса на те или иные продукты представители сетей не заметили. Однако есть стабильный рост спроса на отечественную продукцию.
Поэтому в период введения санкций отношения между ритейлерами и поставщиками выходят на новый уровень сотрудничества. Торговые сети заинтересованы в постоянном наличии качественного товара на своих полках. Ритейлеры совместно с отечественными производителями должны обеспечить стабильное наличие товаров российского производства высокого качества и в нужном количестве.
Поставщики единогласно сошлись во мнении, что после введения санкций у многих отечественных производителей появилась возможность попасть в сетевые магазины. Из-за колебаний в экономике изменяется покупательная способность, и предпочтения потребителя — это тоже возможность для ввода новых продуктов, независимо от тех категорий, которые попали под санкции. Повышение стоимости валютозависимых товаров тоже создает возможность для российских поставщиков, которые не так зависимы от валюты.
— Требования к сервису в Санкт-Петербурге и у сетей, и у потребителей выше, чем в других регионах! — считает Андрей Зубков, генеральный директор кондитерской фабрики «Ацтек». — У потребителей привычки ближе к Европе, «потребительский патриотизм» умеренный. Здесь водке с огурцом чаще предпочтут вино с сыром. И петербуржцы охотнее пробуют новинки — здесь проще вывести на рынок новый продукт. Если говорить про фреш, молочку или колбасные изделия, то здесь, конечно, консерватизм достаточно высок. Но если в Петербурге ещё можно продать московское молоко, то попробуйте в Вологде продать не вологодское молоко: я пробовал полтора года назад — это караул!
Незаменимый твёрдый сыр
Однако есть импортные продукты, которые заменить отечественными аналогами проблематично. И первый в списке — твёрдый сыр. Опрос представителей крупнейших продуктовых сетей страны показал, что розничная торговля за прошедшее время так и не нашла адекватных по качеству, цене и объёмам аналогов французского и итальянского сыра.
— К сожалению, те заменители твердых сыров и сыров с плесенью, которые представляют отечественные производители, по своим вкусовым качествам очень серьёзно уступают импортным аналогам, — констатирует Олеся Железогло, заместитель генерального директора розничной сети «Лэнд». — Это естественно, потому что Россия никогда не специализировалась на производстве этих сыров. Через два-три месяца, когда закончатся остатки, любителям деликатесной продукции будет грустно.
Руководитель пресс-службы сети «О'Кей» Артём Глущенко сообщил, что из зарубежных партнёров осталась Швейцария, которая производит премиальный продукт.
— Кроме того, мы расширяем линейку из Сербии, — говорит он. — Неплохие сыры поставляют Белоруссия и Алтайский край. На самом деле отечественные производители твёрдых сыров были и раньше, но они не так широко представлены. Сейчас они более активно инвестируют в расширение производства. Недостатка в сырах нет, но, конечно, трудно заменить итальянские или испанские сыры. Чтобы предоставить качественный продукт, нужно время.
Реальный выход — создание единого закупочного логистического центра
Несмотря на то, что все сети желают видеть на своих полках отечественные продукты, «войти в сеть», по словам производителей, достаточно проблематично.
Как отметил Фёдор Янышев, генеральный директор компании Yanyshev, сетям нужен новый уровень сервиса. Он рассказал о собственном опыте вывода нового продукта на рынок России. По его словам, полная информация о продукте даёт возможность правильно планировать продажи, а понимание возможностей дистрибьюторов позволяет их правильно мотивировать для того, чтобы построить эффективное сотрудничество.
В ходе обсуждения говорилось, что некоторые торговые сети включают в договоры услуг по продвижению потребительских товаров услуги, которые не оказываются в полном объёме или содержание которых не вполне соответствует используемым в договорах и отчётах формулировкам. Всё это не соответствует Кодексу добросовестных практик. Кроме того, выступающие отмечали, что в связи с возросшими издержками могут возникнуть дополнительные напряжения. Условия и цены будут зависеть от переговоров сторон. Крупные поставщики будут, как и раньше, диктовать свои условия относительно мелким ритейлерам. В свою очередь, крупные торговые сети будут более эффективно противостоять попыткам поставщиков перенести дополнительные издержки в цену поставки. Словом, напряжение между поставщиками и сетями не спадает.
Реальный выход предложил Игорь Янковский, генеральный директор продовольственной сети «Торговый Дом «РеалЪ».
— Уровень конкуренции в Петербурге гораздо выше, чем в Москве, — говорит он. — Это уже сверхконкуренция. Сетевые ритейлеры здесь как пауки в банке. А значит — для решения наших проблем надо объединить усилия. Например, создать единый закупочный логистический центр. Мы готовы выступить организатором Ассоциации локальных сетей Санкт-Петербурга. Основной задачей Ассоциации станет продвижение на рынок местных производителей и получение конкурентных цен по сравнению с федеральными сетями.
«Уровень конкуренции в Петербурге гораздо выше, чем в Москве, — говорит Игорь Янковский, генеральный директор продовольственной сети «Торговый Дом «РеалЪ». — И для решения наших проблем надо объединить усилия: создать единый закупочный логистический центр. Мы готовы выступить организатором Ассоциации локальных сетей Санкт-Петербурга. Основной задачей Ассоциации станет продвижение на рынок местных производителей и получение конкурентных цен по сравнению с федеральными сетями».
Наталья Матвеева
Практика торговли. Торговое оборудование., Декабрь 2014.
Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Декабрь 2014
Все статьи рубрики
Практика бизнеса
Комментарии
Сообщений нет
Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Назад
Выставки торгового оборудования
На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование
|