|
|
Компания «СТАРТ» сделала ставку на M&A: она удачно купила и интегрировала «Домовой». Выручка «Домового» в 2013 году составляла 6,1 млрд. рублей
|
|
|
|
Роман Никоноров, генеральный директор УК «СТАРТ», выступил на XIV Международном саммите индустрии розничной торговли Retail Business Russia 2014 с докладом о своей отрасли — рынке DIY. Он проанализировал, с одной стороны, именно происходящее на этом рынке, но с другой — проанализировал как ритейлер то, что происходит в российской экономике и торговом рынке в целом. Именно поэтому мы представляем его в нашем журнале.
«Что делать тем компаниям, которые не уверены в успехе? Один из советов — уходите с рынка. Этот кризис более жёсткий, чем те, что были раньше».
Замедление начиналось уже в конце прошлого года
Объём российского рынка DIY, по прогнозу Euromonitor International, за 2013 год составил около 32 млрд долларов, и это четвёртый рынок по объёму в Европе после Германии, Франции и Великобритании. По прогнозу предполагалось, что в ближайшее время Россия станет вторым рынком Европы после Германии, но, к сожалению, думаю, этот прогноз не будет оправдан: скорее всего, рынок в 2014 году упадёт и в валюте, и в рублях, и, вполне возможно, будет продолжать падать в 2015-м. Насколько — зависит от глубины падения в 2014 году.
Основными драйверами нашего рынка, как и любого рынка ритейла, являются реальные доходы населения (рост которых замедлился и фактически сегодня нулевой, если не отрицательный), демографическое состояние (прирост населения небольшой), а также темпы ввода жилья (которые, к сожалению, тоже замедлились).
Надо сказать, что ситуация эта связана не только с санкциями: замедление начиналось уже в конце прошлого года, и связано оно с сокращением инвестиций и с возможным наступлением стагнации в экономике. К этому добавились санкции, введённые в банковском секторе, что значительно влияет на рынок и бьёт по нашим потребителям, по нам, по нашим акционерам и нашим поставщикам.
Российский рынок DIY был достаточно открытым, и его захватили достаточно быстро и легко крупные международные игроки — такие как Leroy Merlin, OBI, Castorama. Основным лидером рынка DIY является Leroy Merlin: за прошлый год выручка этого ритейлера составила 94 млрд рублей. Россия — второй для него рынок после французского. Бесспорным лидером рынка Haushold является IKEA: выручка за 2013 год составила 2,1 млрд рублей.
Все эти компании пришли на рынок надолго и лишь упрочат своё положение.
В ситуации падающего рынка удачнее покупать долю рынка
Наш прогноз таков. Укрупнение компаний, в том числе российских, будет продолжаться. Слабые компании будут уходить с рынка. Возможно банкротство как среди компаний, так и среди поставщиков. И главный вопрос здесь заключается в следующем: в связи с падением спроса насколько снизится предложение — то есть какие сети уйдут с рынка?
Соответственно, вопрос: инвестировать ли в развитие новых магазинов? Объём инвестиций сократился ещё в прошлом году, в этом он сократится ещё больше. После введения санкций против крупнейших российских государственных банков доступ к кредитованию усложнился — особенно это касается валютных кредитов, по которым банки сейчас фактически отказываются кредитовать.
В этой ситуации иностранные компании обладают перед российскими значительным преимуществом за счёт доступа к финансовым ресурсам, к дешёвым длинным деньгам. Вопрос в другом: готовы ли они брать на себя страновые риски?
При принятии решения об инвестировании компании будут подходить всё более взвешенно к оценке новых объектов — городу, локации, самому объекту.
Мы считаем, что увеличится количество сделок M&A, в том числе с проблемными активами. Потому что в ситуации падающего рынка удачнее покупать долю рынка, чем открывать новые объекты.
Считаем, что сейчас самое время инвестировать в нашу страну, так как рынок находится фактически на дне.
Компании-лидеры объединяет вера в Россию
Принятие решения об открытии новых магазинов зависит от нескольких факторов. Прежде всего — от предположения, когда закончится кризис, а также от глубины стратегического планирования, доступности финансовых ресурсов и финансового состояния компании.
Давайте рассмотрим стратегию лидеров. Leroy Merlin планирует в ближайшие пять лет инвестировать от 1 до 1,25 млрд евро в российский рынок, расширив свою сеть до 80 магазинов (сейчас — 30).
Компания IKEA (14 магазинов) собирается к 2020 году вложить более 2 млрд евро в развитие торговых центров «Мега» в России.
Компания OBI заявляет о планах увеличить количество магазинов в России до 50–100 (сейчас — 23).
Все эти компании объединяет наличие долгосрочной стратегии на российском рынке и длинных денег для её реализации, а также то, что они верят в Россию. Я надеюсь, что они не откажутся от своих планов!
Наша компания значительно меньше лидирующих игроков рынка, и в этой ситуации мы делаем ставку на M&A: мы достаточно удачно купили и интегрировали «Домовой» (15 магазинов) и надеемся повторить этот успех. Выручка «Домового» в 2013 году составляла 6,1 млрд рублей.
Доля прямых закупок у производителей возрастёт
Что произойдёт с ассортиментом? Думаю, сети, поставщики и производители будут сокращать ассортимент, произойдёт смещение спроса в сторону более дешёвого ассортимента.
В цепочке производитель — поставщик — сеть станет меньше посредников, соответственно, доля прямых закупок у производителей возрастёт. Вырастет и доля прямого импорта. Но доля товаров из Европы, я думаю, будет сокращаться, а вот доля товаров из Китая и Юго-Восточной Азии вырастет. В расчётах с Китаем увеличится доля расчётов в юанях — мы уже половину наших контрактов из доллара перевели в юани, хотя у нас доля прямого импорта с Китаем составляет всего 5%.
Доля товаров из России — я надеюсь — будет расти за счёт замещения импорта. И с теми российскими производителями, которые готовы, мы будем, так сказать, радостно работать вместе в этом направлении. Чему, кроме всего прочего, будет способствовать и ослабление курса российской валюты.
Мы считаем, что компании будут объединяться для совершения закупок как на российском рынке, так и за рубежом. Примеры тому уже есть: союз DIY, участие российских компаний в зарубежных закупочных союзах Arena, Bricoalliance.
Будет происходить укрупнение игроков по всей цепочке производитель — поставщик — сеть. Здесь, кроме того, возможна вертикальная интеграция.
Персонал — это то, где инвестиции будут разумными
Сегодня, конечно, важно задуматься об экономии. Но так как компании нашего сектора всегда боролись с издержками, возможности для манёвра у нас небольшие: у большинства сетей и так все расходы минимизированы.
Основную долю в коммерческих административных расходах занимают расходы на персонал (порядка 40%) и на аренду (также около 40%) (см. диаграмму «Структура коммерческих и административных расходов»).
Рост магазинов мог бы обеспечить снижение постоянных расходов за счёт эффекта масштаба, но не все компании могут позволить себе рост в нынешних условиях. Мы надеемся, что расходы на аренду будут снижаться, потому что рынок уже сейчас меняется в сторону арендатора.
За счёт объединения закупок компании могли бы сократить расходы на логистику, содержание закупочного офиса, а также снизить стоимость закупаемого товара.
Если в предыдущий кризис очень часто экономили на персонале, то в этот делать так не хотелось бы.
И если говорить, куда инвестировать с целью повышения эффективности, то как раз персонал — это то, где инвестиции будут разумными. Потому что цель инвестиций в персонал — повышение его эффективности. Ритейл — это одна из тех отраслей, где Россия менее всего отстаёт от западных компаний, но отставание эффективности персонала всё равно составляет в 3,3 раза по сравнению с американскими компаниями — то есть нам ещё есть над чем работать. Фактически все ритейловые компании испытывают недостаток высококвалифицированных специалистов нижнего и среднего звена.
Также хотелось бы, чтобы российские компании сделали упор на разработку своих чётких стратегий, концепций и изучения потребителя.
Помимо того, с точки зрения отдачи можно инвестировать деньги в энергоэффективность, в электронную подпись и прочие проекты, направленные на повышение эффективности труда и/или на снижение себестоимости.
Сегодня нужно решать стратегическую задачу отрасли — формирование рынка
Многое зависит от того, кукую стратегию выберет правительство России для борьбы с кризисными явлениями в экономике. Я надеюсь, оно выберет ставку на развитие внутреннего рынка, драйверами которого должны стать розничная торговля и строительство.
От правительства мы ожидаем:
— отказа от повышения налогов (не только на этот год, но и на долгосрочную перспективу);
— стимулирования потребительского спроса через ипотеку;
— упрощения администрирования отрасли.
Для решения стратегической задачи отрасли — формирования рынка — отраслевые объединения, включающие как российских, так и иностранных ритейлеров, работающих на российском рынке, должны работать с правительством для лоббирования интересов отрасли.
У нас сейчас есть все перспективы для развития нашего внутреннего производства и внутреннего потребления.
«Менять ли в период кризиса поставщика, каждый должен решить для себя. С одной стороны, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Но хороший друг всегда лучше новых двух».
Эксперт:
Роман Никоноров
Содержание журнала " Практика торговли. Торговое оборудование.", Октябрь 2014
Все статьи рубрики
Практика бизнеса
Комментарии
Сообщений нет
Подписка на журнал "Практика торговли" ("Торговое оборудование")
Назад
Выставки торгового оборудования
На главную страницу Retailmagazine.ru - торговое оборудование
|