Кризис. Предприниматели заговорили о нём в полную силу, и бизнес-среда сегодня очень неоднородна. Объединяет одно: решимость выжить во что бы то ни стало. Другой вопрос — за счёт кого? Понятно, что лошадка-покупатель этот воз не увезёт. Тогда кто? Вот на этот вопрос и пытались найти ответ предприниматели на многочисленных — о-очень многочисленных! — собраниях и форумах, конференциях и семинарах, прошедших в два последних месяца уходящего года.
В Петербурге прошли два больших мероприятия —
XIV Петербургский продовольственный форум «Торговля большого города»
и XII Форум субъектов малого и среднего предпринимательства. И на одном, и на другом высказывались мысли и мнения о состоянии российского рынка, который меняется столь стремительно, что только успевай поворачиваться.
В Москве прошли V международный конгресс «Свежая продукция в розничных сетях. Собственное производство», X ежегодная конференция газеты «Ведомости» «Ритейл в России», VIII ежегодный форум индустрии моды Fashion Retail & Distributuion, Международный форум института Адама Смита «Товары повседневного спроса в России — 2014» — и это далеко не весь список.
И первое, о чём говорят предприниматели,— да, бизнес-среда меняется сегодня очень динамично. Но именно это даёт новые возможности! Те, кто уходит с рынка, потому что не успевают перестроиться, освобождают свои места: покупателям всё равно нужно есть, пить, одеваться и прочее.
— Очень сложно сделать что-то стоящее, если вы находитесь в зоне комфорта, —
считает Эдуард Остроброд, вице-президент корпорации SELA
. — Сегодня наступило время, когда нет выхода и нужно карабкаться и придумывать что-то всё более новое. Кризис даёт ответ на вопросы: кто вы, может ли ваш клиент прожить без вас и жизнеспособна ли ваша модель? Это хороший тест на выживаемость бизнеса.
И второе, что обсуждают бизнесмены, — как раз тот самый вопрос, за счёт кого. Совместно! Именно об этом заговорили на всех форумах и семинарах — об объединении арендаторов с арендодателями, продавцов с покупателями, об объединении усилий в работе с клиентской базой и создании партнёрских программ между торговыми сетями. Сегодня говорят о том, чтобы риски поднимающейся валюты делить поровну между потребителями — покупателями, — производителями, продавцами и арендаторами. Только четверка лошадок совместно сможет выехать на падающем рынке.
И, по сути, весь наш номер посвящён теме объединения. Сегодня надо быть вместе, чтобы вместе пережить то, что нас ждёт. Иначе — в одиночку — не справиться.
Сказать, что очень большие надежды возлагаются на правительство, конечно, нельзя. Но и в чиновничьих кругах заговорили о государстве как неэффективном управленце, о том, что главные задачи государства — это создать условия для развития бизнеса. Да и сами государственные мужи это начали понимать: на XII Форуме субъектов малого предпринимательства губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объявил о том, что не будут в Санкт-Петербурге вводить в 2015 году
торговый сбор — только в 2016-ом
.
Так что, как сказал один из игроков рынка, мы думаем о худшем, но на самом деле строим для себя базу на следующую зиму.
Практика торговли. Торговое оборудование., Декабрь 2014.