Осень-2014: время сложное, время противоречивое, время перемен. Время возможностей! Покупательский спрос падает, политика клиентов со стратегии траты переходит к стратегии сбережения, расходы населения, как отмечают аналитики рынка, показали отрицательную динамику — впервые за пять лет! Однако стресс в экономике заново рождает предпринимательский дух.
Осенью 2014-го подъём предпринимательского духа ощущается как некогда в 90-е. Только 90-е называют годами лихими, а 2010-е могут стать золотыми. Ибо российский рынок торговли сегодня меняется! И это становится возможностью для готовых взять на себя то, с чем другие не справились — а таковых будет достаточно много.
Предприниматели ждут государственного участия в формировании нового рынка, ибо двигателем торговли сегодня является не реклама магазина, а его кредитование, и без снижения ставок по кредитам не только отдельным магазинам, но и сетям придётся туго. Впрочем, «Опасения по поводу исчезновения малого и среднего бизнеса в торговле беспочвенны», — предельно конкретно говорит нам в своём интервью гость нашего номера
Александр Борисов, генеральный директор Московской Международной Бизнес-ассоциации
. Сложнее сегодня будет тем, кто не готов работать со своими клиентами, с клиентской базой, не готов обучать и мотивировать своих сотрудников, а надеется поступить точно так же, как раньше: переложить все риски на покупателя.
Пожалуй, именно этим и отличается сегодняшний кризис от всех предыдущих: интеллектуальный и профессиональный уровень руководителей крупнейших игроков потребительского рынка вырос настолько, что они сегодня на равных с высокопоставленными чиновниками участвуют в обсуждении проблем продовольственной безопасности страны, демонстрируя государственный подход к решению проблем и доскональное знание причин их образования. Они вполне осознают: плату за увеличивающиеся издержки компаний переложить на потребителя сегодня нельзя.
Это внушает надежду, что всё с нашим рынком и с нашей страной будет хорошо.
Этот номер журнала по-своему уникальный. Он собрал на своих страницах множество гостей — продавцов, чиновников, предпринимателей. Каждый из них говорит о проблемах и путях их решения, при этом иногда эти пути являются кардинально противоположными. Однако всё вместе — и рассказ
Антона Титова о внедрении нового канала сбыта
; и речь
Тихона Смыкова о выборе пути
, когда будущее совершенно непонятно; и страстный монолог
Валерия Покорняка в защиту управляющих
; и выступление
Алексея Жукова на тему знаний, которые требуются для внедрения е-commerce
; и все остальные выступления экспертов — показывает достаточно полную картину современного торгового рынка России.
Рынка противоречивого, сложного, интересного — рынка возможностей!
Удачи вам на нём, дорогие читатели! А мы — всегда рядом.